Скромный слуга и Огонь поядающий

Святой Дух избрал открыть Себя через Писания. Что же они говорят о Нем? Основное откровение о Святом Духе содержится в Его имени – Святой. Рассуждая над любой проповедью, любым проявлением, любым движением, которое претендует на вдохновенность Святым Духом, мы должны всегда задавать себе вопрос: насколько это совместимо со святостью?

От пятидесятнического к харизматическому движению

Кто-то когда-то сказал: «Фамильярность порождает неуважение». К сожалению, это также относится и к тому, чем нас благословляет Святой Дух, а конкретно – к пятидесятническому движению. Когда в начале 20-го века в Церкви появилось крещение и дары Святого Духа, быть пятидесятником считалось непопулярным и даже позорным, так что верующие должны были платить высокую цену. В большинстве своем первые пятидесятники не были высокообразованными людьми. Некоторое из того, что они говорили или делали, было глупостью. Их представление о святости было часто законническим, но они платили цену. Их опыт не был дешевкой. За время нашего века это изменилось, а в особенности – с появлением харизматического движения. Название «харизмат», в отличие от слова «пятидесятник», кажется, стало звучать более респектабельно. Быть харизматом стало модно. Теперь это слово употребляется не только в адрес христиан. Я был очень удивлен, когда в первый раз услышал, как в средствах массовой информации это слово прозвучало в адрес не очень добросовестного политика.

В харизматическом движении были как свои плюсы, так и свои минусы. Если смотреть с положительной стороны, то крещение и дары Святого Духа стали доступны всему Телу Христову. Но с отрицательной стороны появились такие служения и такие практики, к которым слово «святость» просто неприменимо. Вот только некоторые примеры:

  1. Непочтительные и легкомысленные высказывания в адрес того, что свято в глазах Божьих.
  2. Публичные служения, мотивированные наглой жадностью, подкрепляемые утверждениями, которые не имеют под собой никакого основания, или обещаниями, которые никогда не исполняются.
  3. Непристойные и странные проявления, приписываемые Святому Духу.

То, что подобные вещи можно встретить в служениях, которые заявляют о себе, что они христианские, меня совсем не удивляет. Ведь жадность и эгоизм глубоко укоренены в человеческой природе. Что меня действительно удивляет, так это то, что миллионы христиан принимают такое поведение как проявление Святого Духа. Очевидно, пришло время заново посмотреть на Святой Дух. Что Он за личность?

Смиренный, не выставляющий себя слуга

Я все еще помню, как был шокирован, когда впервые осознал, что служение является частью Божественной природы. Сегодня большинство людей считает, что быть слугой – что-то, чего нужно избегать, поскольку оно является признаком низости и деградации. Такое отношение оказывает разрушительное влияние и отравляет нашу современную культуру.

Служение берет свое начало не во времени, а в вечности, не на земле, а на небе. В вечности Иисус Сын пребывает в радостном, добровольном, послушном служении Богу Отцу. В свою очередь Дух Святой – это послушный, не выставляющий себя слуга Отца и Сына. Он не ропщет по поводу Своего порабощения и не заявляет о Своих правах. Он в точности исполняет порученную Ему роль. Он – Бог Слуга. Это замечательно проиллюстрировано в 24 главе Бытия, где описывается, как Авраам решил найти невесту для своего сына Исаака. В этой истории упоминается четыре замечательных персонажа: Авраам, который является прообразом Бога Отца, Исаак – прообраз Иисуса, Ревекка – прообраз Церкви, невесты Христа. А как насчет слуги Авраама? В этой истории он является основным персонажем, хотя нигде ни разу не упоминается его имя. Он является прообразом Святого Духа. Как слуга, он имел одну основную цель – найти молодую женщину, которая должна была стать невестой, подарить ей дары, снабдить ее всем необходимым и безопасно доставить жениху. Для этой цели Дух Святой сошел на землю в день Пятидесятницы. Он здесь с одной основной целью: найти, снабдить, украсить невесту Христа – Церковь, провести ее безопасно через этот мир и представить Иисусу чистой и непорочной.

Одна из основных черт Святого Духа – то, что Он никогда не привлекает к Себе внимания. Ниже я привожу дословный перевод некоторых высказываний Иисуса о Святом Духе:

«Он будет свидетельствовать о Мне…» (Иоан.15:26).

«Он… не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит…» (Иоан.16:13).

«Он… от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:14).

Но наиболее примечательным является то, что нигде в Писании нет ни одного упоминания о том, чтобы кто-нибудь молился Святому Духу. Образец молитвы, данной Иисусом ученикам, начинается со слов «Наш Отец». К этому Иисус добавил Свое обещание:

«…чего попросите… во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан.14:13).

Пунктом назначения всех молитв, которые записаны в Слове Божьем, есть Бог Отец. Служение Святого Духа состоит в том, чтобы помочь нам достичь Отца в наших молитвах, но не предложить нам какой-нибудь другой пункт назначения. Мы должны молиться в Духе, но не Духу (Ефес.6:18). Тем не менее, за последние годы некоторые направления Церкви отклонились от образца, данного нам в Слове. Молитвенный фокус сместился от Отца и Сына к Духу. Много песен с очень маленьким содержанием в них Писаний направляются Святому Духу. Часто ударение делается на каких-то переживаниях, которые питают «эго» тех, кто участвует в них. Это тонкое, не афишируемое смещение акцента открыло Божий народ для духовной опасности, которую многие, к сожалению, не замечают.

Мы всегда должны помнить о двух принципах. Во-первых, Святой Дух никогда не питает человеческое «эго». Во-вторых, Святой Дух никогда не привлекает внимание к Себе. Он всегда направляет нас к Иисусу. Там, где эти принципы опускаются, результатом может быть плотское воодушевление и эмоциональное самоудовлетворение без истинной святости.

Поядающий огонь

Временами Святой Дух проявляет Себя как огонь. Последний раз Святой Дух упоминается в Писании как семисвечник, горящий перед престолом Божьим (Откр.4:5). Послание к Евреям делает простое, но важное утверждение: «…Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12:29). Он не говорит, что Бог как огонь, но что Бог – это огонь. Поэтому «будем служить… Богу, с благоговением и страхом» (Евр.12:28). Не рабским, а Божьим страхом, который «чист,  пребывает вовек» (Пс.18:10). Послание к Евреям говорит не о Боге Отце или Боге Сыне, а о Боге Святом Духе. Он действительно является Огнем поядающим. В разные моменты истории Израиля Святой Дух сходил в среду народа как огонь. В скинии в пустыне, когда Аарон принес все полагающиеся жертвы, огонь сошел от Господа и пожрал приношение всесожжения и тук с жертвенника. Когда народ увидел это, стал восклицать и пал на лица свои (Лев.9:23-24). Когда Соломон закончил молитву посвящения храма, огонь ниспал с неба и пожрал приношение всесожжения и жертвы, и слава Господа наполнила храм. И священники не могли войти в храм Божий из-за славы Господа, которая наполнила дом Божий (2 Пар.7:1-2).

Позже, во времена отступничества, когда Господь ответил на молитву Илии на горе Кармиле, тогда ниспал огонь от Господа и пожрал приношение всесожжения и дрова, и камни, и землю, и иссушил воду во рве. И когда весь народ увидел это, то пал на лица свои и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар.18:38-39). Каждый раз, когда с неба нисходил огонь и народ падал на свои лица, они не были просто тронуты духовными проявлениями – это было их реакцией на присутствие Божье – Бога Святого Духа, Который нисходил с неба как огонь поедающий. В Его присутствии они просто не могли устоять физически.

Очистить или разрушить?

Но огонь может оказывать два противоположных воздействия. Он может приносить пользу или быть источником опасности. То же самое относится и к Святому Духу. Он может изливать Божье благословение и благосклонность на тех, кто ходит в послушании. Но Он может также приносить Божий гнев и суд на непокорных и самовольных. Сразу же после истории о том, как огонь ниспал на жертву Аарона в скинии, Библия продолжает повествование о Надаве и Авиуде:

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Лев.10:1-2).

Какой важный урок! Тот же самый огонь, который снизошел Божьим благословением на жертву Аарона, принесенную в послушании, мгновенно уничтожил двух его сыновей, которые вошли в Божье присутствие с чуждым (не святым) огнем.

Бог уже установил путь, по которому мы должны приближаться к Нему: «с благоговением и страхом» (Евр.12:28), «потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:18). Приносить «чуждый огонь» значит приближаться к Богу с самонадеянностью и самоволием в любом духе, который не есть Святой Дух. Потому это становится жизненно важным вопросом, вопросом жизни или смерти: можем ли мы узнавать Святого Духа, каким бы образом Он ни стал Себя проявлять, и сможем ли мы отличить Его от любого другого поддельного духа? Из всех Израильтян Надав и Авиуд, сыны Аарона, могли больше других чувствовать, что у них есть какое-то особенное право приходить к Богу так, как им вздумается. По праву первородства Надав должен был унаследовать первосвященство от Аарона. Но не существует никакой замены повиновению Божьему Слову: ни деноминационного устава, ни великих чудес, ни популярности. У Бога нет привилегированной элиты, которая может пренебрегать Его требованиями и не страдать от этого впоследствии. Божий суд над самовозвышением Надава и Авиуда говорит нам о том, что Святой Дух изливает благословения только на тех, кто повинуется Его требованиям. Сегодня Его первым требованием является то, чтобы мы превознесли и прославили Господа Иисуса Христа. Его второе требование – чтобы мы внимательно следовали всем указаниям, которые Святой Дух лично дал нам в Писании. Тема моего следующего письма: – Дух истины.

Январь 1999 г.

%d такие блоггеры, как: