СВОБОДА ПОКЛОНЯТЬСЯ Часть 1

 

«Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе»  (Иоан. 4:23).

Не удивительно ли это? Всемогущий Бог, имеющий в Своем распоряжении ресурсы всей Вселенной, ищет Себе поклонников – людей, подобных вам и мне, вынутых из падшей расы грешников! Чем побуждаем Бог? Есть ли у Него какая-то глубокая нужда в заверении или одобрении? Едва ли! Нет, Его Отцовское сердце жаждет открыть Себя во всей Своей славе тем, кого Он сотворил. Это – высшее благословение, которое Он может подарить. Откровение Бога приходит, в первую очередь, через Его драгоценное Слово – Библию. «Кто любит Меня, – сказал Иисус, – тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14-23). Через принятие Божьего Слова и послушание ему и Бог Отец, и Бог Сын приходят, чтобы жить в нас. Это, в первую очередь, привлекает нас к поклонению Богу, которого мы приняли. Чем лучше мы знаем Бога через Его Слово, тем больше мы желаем поклоняться Ему. Мы можем измерить место, которое Божье Слово имеет в нашей жизни, по степени нашего желания поклоняться Ему.

Прежде всего, нам нужно признать, что поклонение не состоит из пения гимнов или куплетов или слушания хора, или даже молитвы, хотя все эти действия правильны. Они могут, или должны, вести нас в поклонение. Что еще важнее, – поклонение не является какой-то формой духовного развлечения. В поклонении мы не сосредотачиваемся на себе, на наших переживаниях, но на Боге. Поклонение – это непосредственное, интимное, личное общение с нашим Творцом. Это высшая деятельность, на которую способен человеческий дух. Но она идет дальше духа и включает всю человеческую личность. Ошибочно также думать о поклонении, как о чем-то, что мы делаем только в собрании или на людях. Поклонение должно становиться высшей точкой нашего личного посвящения. Фактически, первоначальное значение слова «посвящение» – это «акт поклонения». Если мы поклоняемся Богу только на людях, в собрании, в этом всегда будет что-то искусственное. Это будет просто религиозным «действием», которое мы исполняем в присутствии других.

С другой стороны, объединенное коллективное поклонение может привести каждого отдельного человека к более высокому и глубокому осознанию Бога и Его величия, чем-то, что когда-либо может быть достигнуто в молитвах наедине. К сожалению, за века, христианское понятие о поклонении упало ниже образца, представленного в Писании. Я исследовал все основные слова, которые Библия использует для поклонения, и пришел к восхитительному и революционному выводу: каждое место, где используется слово «поклонение», – и в Ветхом Завете, и в Новом, описывает положение тела. В качестве иллюстрации мы начнем с головы и пойдем вниз. Одно из основных действий – это склонять голову. Когда раб Авраама, искавший невесту сыну своего господина, понял, что Бог направил его в семью брата Авраама, то «преклонился  (в оригинале – «склонил свою голову») человек тот и поклонился Господу» (Быт. 24:26). Затем, когда Моисей и Аарон передали старейшинам Израиля в Египте, что Господь пообещал освободить их из рабства, их ответ был таким же: «и преклонились (в оригинале – «склонили свои головы») они и поклонились» (Исх. 4:31). Наши руки также играют важную роль в нашем поклонении. Отклик Давида на Божью любовь и доброту описан в Пс. 62:5: «Так благословлю Тебя в жизни моей: во имя Твое вознесу руки мои». В Пс. 140:2 Давид описывает аналогичный акт поклонения: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздаяние рук моих – как жертва вечерняя». В Псалме 142:6 Давид описывает другое положение рук, выражающее его жажду по Богу: «Простираю к Тебе руки мои: душа моя к Тебе, как жаждущая земля». Поднимать руки – это действие, которым мы признаем Божье величие. Простирать руки – указывает на наше желание принимать от Бога.

Вероятно, самый известный символ искусства, изображающий молитву – это «Молящиеся руки» Альбрехта Дюрера. Возможно, что это, скорее, изображение моления, чем поклонения. Тем не менее, важно, что Дюрер сосредотачивает внимание не на губах и даже не на лице молящегося, а на руках. Еще один способ, как мы можем использовать наши руки в поклонении, описан в Псалме 46:2-3: «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости: ибо Господь Всевышний страшен, – Великий Царь над всею землей». Хлопая в ладоши, мы признаем дивное величие нашего великого Царя. Присоединяя к этому восклицание радости, мы провозглашаем Его полную победу. Время от времени я был на собраниях, когда что-то, что говорилось или делалось, вызывало взрыв аплодисментов и иногда также восклицаний. Вероятно, некоторые из них, кто так реагировал, не осознавали, что это было библейским актом поклонения. Восклицать, кричать, позвольте мне добавить, – не значит громко петь.

Это значит – кричать, использовать все возможности наших легких. Когда Соломон посвящал храм, который он построил Господу, он простер свои руки. Но он также пошел дальше: он склонил свои колени (2 Пар. 6:12-13). Эта форма поклонения отображает полное подчинение Господу. В Еф. 3:14 Павел открывает, что он тоже приходил к Богу в такой позе: «преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». В конце концов, вся Вселенная совершит это действие подчинения Творцу. В Исаии 45:23 Господь провозглашает: «Мною клянусь: … что предо Мною преклонится всякое колено…» В Филиппийцам 2:10 Павел открывает, что этот акт подчинения будет совершен непосредственно перед Иисусом, как перед правителем, поставленным Богом: «пред именем Иисуса преклонится всякое колено…» Существует следующее действие поклонения, которое включает все тело и которое изображено в Библии чаще, чем любое другое: падать ниц перед Богом. Когда мы так падаем, мы признаем нашу полную зависимость от Бога. Таким образом, мы лишаем силы желание быть независимым от Бога, которое послужило толчком к первоначальному непослушанию Адама и Евы и которое характерно для падшей природы каждого из их потомков.

В то или другое время большинство великих людей в Библии оказывались лежащими ничком перед Богом. В Быт. 17 (стихи 3 и 17) дважды записано, что Авраам пал на лице свое перед Господом. Когда Господь явился Иисусу Навину вблизи Иерихона, как Вождь воинства Господня, Иисус Навин пал на лицо свое на землю. Затем ему было велено снять обувь со своих ног (Иис. Нав. 5:13-15). Оба поступка: падение на лицо и снятие обуви, – выражали поклонение. Именно в позе поклонения Иисус Навин принял указание Господа взять Иерихон. Однако, по современным стандартам, самое необычное действие описано во 2-ой книге Царств, 6:12-14. Когда Давид успешно принес ковчег в Иерусалим, он танцевал перед Господом изо всех своих сил. Поскольку Давид был мужественным человеком, слова «изо всех сил» должны означать чрезвычайно энергичные действия, включавшие каждый орган его тела. Это было самое подходящее выражение его бурной радости и благодарности Богу. Глава заканчивается словом предостережения всякому, кто может отреагировать негативным образом на такое живое выражение поклонения. Жена Давида, Мелхола, раскритиковала его за такую демонстрацию, и, в результате, была лишена привилегии иметь детей. Плотское отношение критики может привести к духовному бесплодию. Я сказал ранее, что само по себе пение не есть акт поклонения, но это утверждение нужно смягчить. В некоторых случаях пение может незаметно перейти в поклонение. С другой стороны, хлопанье в ладоши или танец может часто быть выражением хвалы так же, как и поклонения. Человеческий язык не достаточно чувствителен, чтобы привести точную границу между различными формами поклонения и хвалы.

Почему тело?

Мы можем спросить: почему тело играет такую важную роль в нашем поклонении? В конце концов, Иисус сказал, что мы должны поклоняться в духе и истине (Иоан. 4:24). Ответ заключается в понимании взаимосвязи между тремя элементами, составляющими человеческую личность: духом, душой и телом (1 Фес. 5:23). Дух – это часть нашей личности, которая может входить в непосредственный контакт с Богом (1 Кор. 6:17). Но, чтобы выразить себя, дух нуждается в сотрудничестве души – той части, через которую действует воля, которая принимает решения для всего человека. Душа, в свою очередь, приводит в действие тело.

Это иллюстрируется словами Давида в Псалма 102:1 «Благослови душа моя, Господа…» Дух Давида жаждал благословлять Господа и побуждал его душу принять соответствующее решение. Его душа, в свою очередь, должна была привести в действие его тело, в первую очередь его голосовые органы, – чтобы выражать те благословения, которое дух жаждал выразить. Рассматриваемое в этом слове поклонение – это деятельность, в которой дух действует через душу, чтобы произвести соответствующие действия в теле. Если душа и тело не откликаются на побуждение духа, то тело фактически является тюрьмой, в которой дух остается подавленным и неспособным выражать себя.

В современной церкви есть массы людей, находящихся в таком состоянии – их дух заключен в тюрьму тела, через которое они не могут свободно выражать себя. Их физическая деятельность в церкви ограничена несколькими обычными движениями. Они входят, садятся, встают и опять выходят. В результате, они едва ли вообще участвуют в высшей деятельности, на которую способен их дух – неограниченное поклонение Творцу. Существует, однако, обратное заблуждение: душа и тело могут «выполнять движения» поклонения без того, чтобы дух инициировал их или участвовал в них. Результат – просто религиозная деятельность, а не истинное поклонение. Библейский образец поклонения требует гармоничного взаимодействия, всех трех частей – духа, души и тела, и чтобы дух давал начало. Именно эта гармония всех наших способностей образует истинную свободу.

Дух неподвижности

Недавно у меня было одно переживание, которое, как я думаю, служит притчей для иллюстрации этой ситуации. Я был вместе с группой христиан, ожидая Бога в молитве. Внезапно, без всякого акта моей воли, мои руки поднялись вверх, и по моему телу прошло несколько конвульсий. Я застеснялся, подумав о том, что станут думать другие. Потом я спросил себя: что важнее, что люди думают или что Бог хочет, чтобы я делал? Я решил отдаться без оговорок тому, что Бог делал. Фактически, большинство остальных людей были слишком поглощены Богом, чтобы замечать, что происходило со мной. Конвульсии длились несколько минут, потом я расслабился, и мое тело обмякло. Бог показал мне, что я освободился от духа «неподвижности» (чего-то, о чем я раньше никогда не слышал). Он также показал мне, когда и как этот дух получил доступ ко мне. Я родился в Индии, в 1915 году, во время, когда медицинское оборудование было относительно примитивным. Местный врач вскоре заметил, что мои ноги были неравной длины. Он порекомендовал держать одну ногу в шине, что и продолжалось несколько месяцев. С тех пор я никогда не мог выполнять некоторые физические движения. Однако после моего освобождения я начал испытывать новую свободу в движениях. Я считаю отрезвляющей ту мысль, что дух неподвижности не давал мне полной свободы в моем теле 79 лет, – несмотря на многие физические и духовные благословения, которыми я наслаждался за эти годы.

В течение столетий, я думаю, что-то аналогичное происходило с христианской церковью. Большая часть ее была заражена духом «неподвижности», который не давал христианам переживать свободу и веселье в поклонении, чего Бог желает от Своего народа. В результате наши формы поклонения далеко ушли от образцов, в изобилии представленных в Писании. Что является средством от этого? Во-первых, мы должны вернуться к образцу Писания и понять все виды действий, которыми уместно поклоняться Богу. Затем, мы должны дисциплинировать наши души, чтобы они откликались на побуждение нашего духа, и высвободить наши тела во все соответствующие действия. Во многих случаях, это может потребовать какого-то духовного освобождения. Если эти слова относятся к вам, не совершите ошибку, которую я едва не совершил, не позвольте смущению или самоконтролю запретить вам прорваться во все, что Бог имеет для вас!

Февраль 1995 г.

%d такие блоггеры, как: