Плод Святого Духа

Апрель 1999 г.

Дорогой Друг!

Мы говорили о дарах Духа. Теперь же давайте рассмотрим плод Святого Духа.

Между дарами и плодом существует отличие, которое можно показать на примере рождественской елки и яблони. Елка украшена дарами. Каждый дар прикреплен к ней одним движением и снимается с нее одним движением. От человека, принимающего дар, не требуется не времени, ни усилий.

Но для того, чтобы вырастить яблоню и получить плод, требуется и время, и старания. До того, как появится плод, должно пройти несколько стадий созревания, на которые уходит несколько лет. Сначала вы сажаете в землю яблочное семечко. Затем оно пускает корень и побеги. Далее на протяжении нескольких лет побег вырастает в полноценное дерево, способное плодоносить. После этого в определенное время на дереве появляется цвет, который потом опадает, а затем начинает развиваться плод.

Но если вы хотите, чтобы дерево выросло по-настоящему крепким, тогда вы должны будете сначала обрезать саженец во время цветения и обрывать самые ранние его плоды до их созревания. Это делается для того, чтобы дерево смогло развить мощную корневую систему, способную питать и поддерживать большое дерево (по закону Моисея это делалось не менее четырех лет – см. Левит 19:23-25). На некоторых стадиях своего развития яблоня особенно хрупка и чувствительна. Например, сильный ветер может с корнем вырвать молодой саженец или внезапные морозы способны погубить цвет или плоды.

В этом процессе семена и плоды взаимосвязаны. Плод вырастает из семени, но, с другой стороны, для того, чтобы получить семя, нужен плод. В самом начале Бог сотворил «дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его» (Быт. 1:12). Здесь сокрыт важный духовный принцип: христиане, не приносящие в своей жизни духовный плод, не имеют семени, которое они могли бы посеять в жизнь других людей.

Новый Завет говорит о духовных дарах во множественном числе. В 1-ом послании к Коринфянам 12:8-10 перечислены девять даров Духа. Тогда как о плоде Духа всегда говорится в единственном числе. В Послании к Галатам 5:22-23 перечислены девять видов плода Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание.

Первой в этом списке стоит любовь, которая является первейшим проявлением духовного плода. Все следующее можно расценивать как разные проявления любви:

радость – радостная любовь;

мир – безмятежная любовь;

долготерпение – переносящая любовь;

благость – любовь служащая другим;

милосердие – любовь, ищущая лучшего для других;

вера (верность) – любовь, сдерживающая свои обещания;

кротость – любовь в служении ранам других людей;

воздержание – любовь, контролирующая.

Плод Духа может быть описан еще и как разные черты характера Иисуса, проявляющиеся через тех, в ком Он живет. Когда все формы плода достигают полной зрелости, это подобно тому, как будто Сам Иисус через Святой Дух воплотился в Своем ученике.

Семь стадий духовного развития

Во 2 Петра 1:5-7 перечислены семь последовательных ступеней формирования зрелого христианского характера: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Но вначале Петр предупреждает нас, что для нашего успешного развития необходимо прилагать старание.

Павел выражает эту же мысль другими словами: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2 Тим. 2:6). Без усердия и труда мы не сможем достичь настоящего успеха в развитии христианского характ

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя – это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. Оно производит веру, которая является обязательной стартовой площадкой. А уже от веры развиваются семь последовательных стадий духовного развития.

Первой ступенью является ‒ «добродетель», или «моральное превосходство». Это греческое слово из обычной повседневной жизни, которое описывает превосходство в любой сфере деятельности: будь то изготовление глиняных горшков, управление кораблем или игра на флейте. Полагаю, что и в Новом Завете мы не должны ограничивать свое понимание этого слова лишь моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни.

Учитель, ставший христианином, должен стать превосходным учителем. Медсестра должна стать лучшей медсестрой. Бизнесмен должен отличаться в сфере своей деятельности. В любой сфере христианской жизни нет места для неряшливости или лени. Очень редко бывает так (если вообще бывает), что человек, терпящий провал в светской деятельности, достигает успеха в духовном призвании. Неверный в малом (мирском), будет неверен и в большом (духовном) (см. Лук. 16:10).

Второй ступенью духовного развития является «рассудительность» или «знание». Конечно же, существует много разных видов знания. Знание, о котором говорит Писание, это не просто теоретическое знание. Это знание, которое действует. Именно этим Библия поразила меня больше всего, когда я пришел ко Христу, будучи в то время философом-теоретиком. Как оказалось, учение Библии в высшей степени практично!

Лучшей иллюстрацией тому является учение самого Иисуса. То, чему Он учил, с большим трудом можно назвать «теологией». Он не выдвигал никаких запутанных, абстрактных теорий. Его учение было основано на таких понятных и практических вещах, как: сеяние семян, ловля рыбы, забота об овцах.

Ключевым знанием для христианской жизни является знание воли Божьей, открываемой через Писание. И это тоже крайне практично. Для этого требуется постоянное и систематическое изучения всей Библии: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Я был шокирован, узнав, как много людей, считающих себя серьезными христианами, ни разу не прочли всю Библию. Такие люди сами ограничивают свой духовный рост.

За рассудительностью следует «воздержание» («самоконтроль» и «самодисциплина»), которое еще можно назвать «целомудрием» (2 Тим. 1:7). На этой стадии христианин должен показать себя истинным учеником, то есть человеком, находящимся на воспитании и обучении у Господа, а не просто членом церкви. Подобного рода дисциплина должна охватить все основные сферы нашей личности: наши эмоции, отношения, желания, мышление. Она должна управлять не только нашими поступками, но и нашими реакциями.

До тех пор, пока мы не разовьем такого рода воздержание, мы не сможем подняться на следующую ступень – «терпение» («выносливость»), которая дает нам способность преодолевать разные злоключения и испытания, которые обязательно обнажат наши слабости, непреобразованные, недисциплинированные сферы нашей личности. Одна из основных причин того, почему некоторые христиане остановились в своем духовном развитии, – они так и не развили в себе необходимое воздержание и терпение. Или возвращаясь к примеру с яблоней, их цвет был сорван ветром испытаний, а молодые незрелые плоды погибли от неожиданных заморозков.

Три последних стадии

На трех заключительных стадиях развития открывается красота настоящего христианского характера. «Благочестие» – отличительная черта тех, в чьей жизни Бог занимает главное место. Такие люди стали сосудами Божьего присутствия. И куда бы они ни шли, атмосфера вокруг них всегда пронизана каким-то едва ощутимым, но особенным и различимым благоуханием. Когда странным образом – даже без проповеди или какой-либо иной религиозной активности – окружающим людям передается осознание вечных ценностей.

С известным британским евангелистом Смитом Вигглсвортом однажды произошел случай, который наглядно иллюстрирует то, какое влияние может иметь благочестивое присутствие в нерелигиозной обстановке. Однажды он должен был ехать на поезде. Коротко тихо помолившись, Смит занял свое место в вагоне. Он не сказал ни слова, но совершенно незнакомый человек, сидевший напротив него, сказал: «Ваше присутствие обличает меня в грехе». После этого Смит привел этого человека к Господу.

Две последние стадии развития указывают на два вида любви. Первая – «братолюбие» ‒ описывает то, как верующие в Иисуса Христа должны относиться к своим братьям и сестрам по вере.

Когда я впервые начал размышлять над этими семью стадиями духовного роста, меня удивило то, что «братолюбие» (любовь, которую верующие должны иметь друг к другу) стоит в этом списке на предпоследнем месте. И тогда я понял, что Библия очень реалистична. Она не преподносит нам сентиментальную религиозную картину того, как мы, христиане, относимся друг к другу.

Позвольте сказать нечто, что может шокировать вас, но что основано опыте более чем пятидесяти лет близкого общения с христианами самых разнообразных направлений: христианам нелегко любить друг друга. Мы находим обильное подтверждение этому в двухтысячелетней историей христианства. Едва ли хотя бы одно столетие не было отмечено ожесточенной борьбой и горькими взаимными обвинениями, или даже открытой ненавистью между соперничающими ветвями христианства, каждое из которых провозглашало себя «истинной Церковью».

То, что человек покаялся в грехах, получил спасение, не означает, что его характер при этом сразу же изменился. Безусловно, процессу перемен было положено надежное начало, но для преображения всех сфер человеческого характера могут потребоваться многие годы.

Готовясь к битве с Голиафом, Давид, чтобы найти гладкие камни для своей пращи, должен был спуститься в долину – место смирения. Именно там, в ручье он нашел нужные камни (1 Цар. 17:40). Что сделало эти камни гладкими? Два вида воздействия: во-первых, непрерывное течение воды и, во-вторых, постоянное трение друг о друга.

Это ‒ иллюстрация того, как формируется христианский характер: во-первых, с помощью «очищения банею водной, посредством слова» (Ефес. 5:26); во-вторых, благодаря трению камней друг о друга в личных взаимоотношениях, при которых постепенно стачиваются все их острые углы, пока они не станут «гладкими».

Образно говоря, когда Иисус ищет «живые камни» для Своей пращи, Он также спускается в долину – место смирения. Там Он выбирает камни, ставшие «гладкими» под действием Слова Божьего и давлением постоянных взаимоотношений.

Искренняя любовь к своим братьям и сестрам во Христе не просто за то, кто они, а за то, что они значат для Иисуса, пролившего за каждого из них Свою Кровь, – это признак настоящей духовной зрелости.

Последняя стадия развития – любовь агапе – являющая собой зрелый плод христианского характера. Это ‒ уже не просто наше отношение к нашим братьям и сестрам по вере. Это ‒ любовь самого Бога, которой Он любит неблагодарных и грешных. Это ‒ любовь, дающая нам силы благословлять тех, кто проклинает нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас (Матф. 5:44).

Это ‒ любовь, которую Христос явил на кресте, когда Он молился о распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Эта же любовь побуждала Стефана молиться за побивавших его камнями: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Это ‒ любовь, которая превратила гонителя Савла в слугу Христова Павла, который «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Лично меня размышления над Библейским образом зрелого плода Духа Святого приводят к смирению и дают вдохновение. Это смиряет меня ‒ потому что мне так многого еще нужно достичь. Дает вдохновение ‒ потому что я уловил что-то неизмеримо превосходящее все то, что может предложить этот мир.

В моем сердце эхом звучат слова Павла: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14).

Ваш, в служении Господу,

Дерек Принс.

%d такие блоггеры, как: