Плод Святого Духа

Итак, мы говорили о дарах Святого Духа. Теперь давайте рассмотрим плод Духа.

Между дарами и плодом существует отличие, которое можно показать на примере рождественской елки и яблони. Елка украшена дарами. Каждый дар прикреплен к ней одним движением и снимается с нее одним движением. От человека, принимающего дар, не требуется не времени, ни усилий.

Но для того, чтобы вырастить яблоню и получить плод, требуется и время и старания. До того, как появится плод, должно пройти несколько стадий созревания, на которые уходит несколько лет. Сначала вы сажаете в землю яблочное семечко. Затем оно пускает корень и побеги. Далее на протяжении нескольких лет побег вырастает в полноценное дерево, способное плодоносить. После этого в определенное время на дереве появляется цвет, который потом опадает, а затем начинает развиваться плод.

Но если вы хотите, чтобы дерево выросло по-настоящему крепким, тогда в течение первых нескольких лет вы должны будете в первый год обрезать саженец во время цветения и обрывать самые ранние его плоды до их созревания. Это делается для того, чтобы дерево смогло развить мощную корневую систему, способную питать и поддерживать большое дерево (по закону Моисея это делалось не менее четырех лет – см. Левит 19:23-25).

На некоторых стадиях своего развития яблоня особенно хрупка и чувствительна. Например, сильный ветер может с корнем вырвать молодой саженец или внезапные морозы способны погубить цвет или плоды.

В этом процессе семена и плоды взаимосвязаны. Плод вырастает из семени, но, с другой стороны, для того, чтобы получить семя, нужен плод. В самом начале Бог сотворил «дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его» (Быт.1:12).

Здесь сокрыт важный духовный принцип: христиане, не произращающие в своих жизнях духовный плод, не имеют семени, которое они могли бы посеять в жизнь других людей.

Новый Завет говорит о духовных дарах во множественном числе. В 1 Кор.12:8-10 перечислены девять даров Духа. Тогда как о плоде Духа всегда говорится в единственном числе. В Послании к Галатам 5:22-23 перечислены девять видов плода Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание.

Первой в этом списке стоит любовь, которая является первейшим проявлением духовного плода. Все следующее можно расценивать как разные проявления любви:

радость – радостная любовь;

мир – безмятежная любовь;

долготерпение – переносящая любовь;

благость – любовь служащая другим;

милосердие – любовь ищущая лучшего для других;

вера (верность) – любовь, сдерживающая свои обещания;

кротость – любовь в служении ранам других людей;

воздержание – любовь, контролирующая.

Плод Духа может быть описан еще и как разные черты характера Иисуса, проявляющиеся через тех, в ком Он обитает. Когда все формы плода достигают полной зрелости, это подобно тому, как будто Сам Иисус через Святой Дух воплотился в Своем ученике.

Семь стадий духовного развития

Во 2 Петра 1:5-7 перечислены семь последовательных ступеней формирования зрелого христианского характера: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Но вначале Петр предупреждает нас, что для нашего успешного развития необходимо прилагать старание.

Павел выражает эту же мысль другими словами: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2 Тим.2:6). Без усердия и труда мы не сможем достичь настоящего успеха в развитии христианского характера.

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя – это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. Оно производит веру, которая является обязательной стартовой площадкой. И уже от веры берут свое начало семь последовательных стадий духовного развития.

Первой ступенью является ‒ «добродетель», или «моральное превосходство». Это греческое слово описывает превосходство в любой деятельности: будь то изготовление глиняных горшков, управление кораблем или игра на флейте. Полагаю, что и здесь – в Новом Завете – мы не должны ограничивать понимание этого слова лишь моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни.

Учитель, ставший христианином, должен стать превосходным учителем. Медсестра должна стать лучшей медсестрой. Бизнесмен должен отличаться в сфере своей деятельности. В любой сфере христианской жизни нет места для неряшливости или лени. Очень редко бывает так (если вообще когда-нибудь бывает), что человек, терпящий неудачи в светской деятельности, достигает успеха в духовном призвании. Неверный в малом (мирском) будет неверен и в большом (духовном) (Лук.16:10).

Второй ступенью духовного развития является «рассудительность» или «знание». Конечно же, существует много разных видов знания. Знание, которое хвалится в Писаниях, не просто теоретическое. Это знание, которое работает. Именно этим Библия поразила меня больше всего, когда я пришел ко Христу, будучи в то время умозрительным философом. Как оказалось, ее учение в высшей степени практично!

Лучшей иллюстрацией тому является учение самого Иисуса. То, чему Он учил, с большим трудом можно назвать «теологией». Он не выдвигал никаких запутанных, абстрактных теорий. Его учение было основано на таких понятных и практических вещах, как сеяние семян, ловля рыбы, забота об овцах.

Ключевым знанием для христианской жизни является знание воли Божьей, открываемой через Писание. И это тоже очень практично. Для этого требуется постоянное и систематическое изучения всей Библии: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16-17).

Я был шокирован, узнав, как много людей, считающих себя серьезными христианами, ни разу не прочли всю Библию. Такие люди сами ограничивают свой духовный рост.

За рассудительностью следует «воздержание» («самоконтроль» и «самодисциплина»), которое еще можно назвать «целомудрием» (2 Тим.1:7). На этой стадии христианин должен показать себя истинным учеником, то есть человеком, находящимся на воспитании и обучении у Господа, а не просто членом церкви.

Такого рода дисциплина должно охватить все основные сферы нашей личности: наши эмоции, отношения, желания, мышление. Она должна управлять не только нашими поступками, но и нашими реакциями.

До тех пор, пока мы не разовьем такого рода воздержание, мы не сможем подняться на следующую ступень – «терпение» («выносливость»), дающее нам способность преодолевать разные злоключения и испытания, которые обязательно обнажат наши слабости, непреобразованные, недисциплинированные сферы нашей личности. Одна из основных причин того, почему некоторые христиане остановились в своем духовном развитии, – это то, что они никогда не развили в себе необходимое воздержание и терпение. Или возвращаясь к примеру с яблоней, их цвет был сорван ветром испытаний, а молодые незрелые плоды погибли от неожиданных заморозков.

Три последние стадии

На трех заключительных стадиях развития открывается красота настоящего христианского характера. «Благочестие» – отличительная черта тех, в чьей жизни Бог занимает главное место. Такие люди стали сосудами Божьего присутствия. И куда бы они ни шли, атмосфера вокруг них всегда пронизана каким-то едва ощутимым, но особенным и различимым благоуханием. Даже без проповеди или какой-то иной религиозной активности к окружающим людям странным образом передается осознание вечных ценностей.

С известным британским евангелистом Смитом Вигглсвортом однажды произошел случай, который наглядно иллюстрирует то, какое влияние может иметь благочестивое присутствие в нерелигиозной обстановке. Однажды он должен был ехать на поезде. Коротко неслышно помолившись, Смит занял свое место в вагоне. Он не сказал ни слова, но совершенно незнакомый человек, сидевший напротив него, сказал: «Ваше присутствие обличает меня в грехе». После этого Смит привел этого человека к Господу.

Две последние стадии развития указывают на два вида любви. Первая – «братолюбие» ‒ описывает то, как верующие в Иисуса Христа должны относиться к своим братьям и сестрам по вере.

Когда я впервые начал размышлять над этими семью стадиями духовного роста, меня удивило то, что «братолюбие» (любовь, которую верующие должны иметь друг ко другу) стоит в этом списке на предпоследнем месте. И тогда я понял, что Библия очень реалистична. Она не преподносит нам сентиментальную религиозную картину того, как мы, христиане, относимся друг к другу. Позвольте сказать нечто, что может шокировать вас, но что основано опыте более чем пятидесяти лет близкого общения с христианами самых разнообразных направлений: христианам нелегко любить друг друга. Мы находим обильное подтверждение этому в двухтысячелетней историей христианства. Едва ли хотя бы одно столетие не было отмечено ожесточенной борьбой и горькими взаимными обвинениями, или даже открытой ненавистью между соперничающими ветвями христианства, каждое из которых провозглашало себя «истинной Церковью».

То, что человек покаялся в грехах, получил спасение, не означает, что его характер при этом сразу же изменился. Безусловно, процессу перемен было положено начало, но преображение всех сфер человеческого характера может занять многие годы.

Готовясь к битве с Голиафом, Давид, чтобы найти гладкие камни для своей пращи, должен был спуститься в долину – место смирения. Именно там, в ручье он нашел нужные камни (1 Цар.17:40). Что сделало эти камни гладкими? Два вида воздействия: во-первых, непрерывное течение воды и, во-вторых, постоянное трение друг о друга.

Это ‒ иллюстрация того, как формируется христианский характер: во-первых, с помощью «очищения банею водной, посредством слова» (Еф.5:26); во-вторых, благодаря трению камней друг о друга в личных взаимоотношениях, при которых постепенно стачиваются все их острые углы, пока они не станут «гладкими».

Образно говоря, когда Иисус ищет «живые камни» для Своей пращи, Он также спускается в долину – место смирения. Там Он выбирает камни, ставшие «гладкими» действием Слова Божьего и давлением постоянных взаимоотношений.

Искренняя любовь к нашим братьям и сестрам во Христе не просто за то, кто они, а за то, что они значат для Иисуса, пролившего за каждого из них Свою Кровь, – это признак настоящей духовной зрелости.

Последняя стадия развития – любовь агапе – являющая собой зрелый плод христианского характера. Это ‒ уже не просто наше отношение к нашим братьям и сестрам по вере. Это ‒ любовь самого Бога, которой Он любит неблагодарных и грешных. Это ‒ любовь, дающая нам силы благословлять тех, кто проклинает нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас (Матф.5:44).

Это ‒ любовь, которую Христос явил на кресте, когда Он молился о распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Эта же любовь побуждала Стефана молиться за побивавших его камнями: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Это ‒ любовь, которая превратила гонителя Савла в слугу Христова Павла, который «для всех… сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9:22).

Лично меня размышления над Библейским образом зрелого плода Духа Святого приводят к смирению и дают вдохновение. Это смиряет меня ‒ потому что мне так многого еще нужно достичь. Дает вдохновение ‒ потому что я уловил что-то неизмеримо превосходящее все, что может предложить этот мир.

В моем сердце эхом звучат слова Павла: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13-14).

Апрель 1999 г.

P.S. Будем благодарны, если вы найдете и укажете нам на грамматические ошибки о опечатки в тексте.

%d такие блоггеры, как: