Ты и твой дом

Ты и твой дом

Отцовская привилегия

Мы с вами переходим к изучению новой темы: «Ты и твой дом». Это слово утешения и ободрения – особенно для тех из вас, кто имеет членов семьи, которые не спасены и не живут для Бога. Я часто встречаю христиан, которые беспокоятся о неспасенных членах своей семьи. Это может быть муж, жена, родители, дети, братья или сестры, или другие члены семьи. Я часто нахожу, что христиане, которые имеют такого рода переживания, становятся подавленными и разочарованными. Иногда они находятся в опасности потерять свою собственную веру и, вместе с этим, радость своего спасения.
С самого начала, всем вам, кто борется с такого рода ситуацией, мне бы хотелось предложить несколько слов предостережения и дать совет. Во-первых, никогда не позволяйте дьяволу использовать это для того, чтобы украсть у вас радость вашего спасения. Пока вы продолжаете излучать мир и радость спасения, ваша жизнь является свидетельством и вызовом для членов вашей семьи. Но если вы станете подавленными и утеряете вашу радость, тогда, можно сказать, вместо того, что вы привлекаете ваших неспасенных родственников к спасению, они уводят вас от него. Поэтому, да не будет так.
Во-вторых, не давайте места разочарованию. Оно не приходит от Святого Духа. Очень важно знать это. Дух Святой является Утешителем, Помощником и Вдохновителем. Он не приносит разочарования и подавленности детям Божьим. Если вы боретесь с разочарованием, то вам необходимо помнить, что оно не приходит от Святого Духа.
В-третьих, когда все вокруг вас, казалось бы, идет не так, вы все равно можете держаться великого и неизменного источника вдохновения – Писания. Вот что сказал о Писании апостол Павел в Послании Римлянам 15:4:

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Какие прекрасные слова, не так ли? Все, что прежде было написано в Библии, написано для того, чтобы научить нас, чтобы мы могли иметь ободрение из Писания. Следующий стих (14-ый) называет Бога «Богом терпения и утешения». Итак, позвольте Богу помочь вам, передав вам терпение и утешение. Примите ободрение из Писания. Именно к этому источнику терпения и ободрения – к Писанию – я хочу направить вас.
Первым нашим примером будет тюремщик из города Филиппы. Но сначала давайте проследим, как развивались события, прежде чем на сцене оказался это человек. Павел и Сила пришли в город Филиппы и впервые проповедовали Евангелие там. Павел изгнал злого духа из молодой девушки, которая с бесовской помощью прорицала будущее. После этого случая весь город буквально взорвался возмущением. Городские власти схватили их, приказали бить их, а затем поместили их в самую охраняемую часть городской тюрьмы, забив их ноги в колоды. И вот, находясь там, около полуночи, вместо того, чтобы стонать и оплакивать себя, в Библии сказано, что они пели гимны и прославляли Бога, а остальные заключенные слушали их. Чтение этих слов всегда благословляло меня. Уверен, что те заключенные никогда раньше не видели таких людей в этой тюрьме.
Затем произошло Божье сверхъестественное вмешательство. Произошло великое землетрясение, которое потрясло основания тюрьмы. Двери открылись и все оковы спали. Тюремный охранник проснулся и подумал, что все узники сбежали, и был близок к тому, чтобы совершить самоубийство, потому что он своей головой отвечал за охрану узников. Но Павел увидел то, что тот собирается сделать, и «возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь». Давайте прочитаем, что написано дальше в книге Деяний 16:29-31:

Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что вопрос тюремщика был только о самом себе. Он спросил: «Что я должен сделать, чтобы мне быть спасенным?» Но Павел и Сила, как представители Бога в данной ситуации, дали ему ответ намного более обширный, чем был его вопрос. Они сказали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Он вообще не спрашивал о своем доме, но они пообещали ему, что если он будет веровать, то спасется не только он, но и весь его дом. Таким образом, ответ от Бога шел намного дальше, чем вопрос этого человека. Бог уверил его в спасении всего его дома.
Важно понять, что в этом раскрывается вся природа Божья. Божий ответ был такой, потому что Бог такой. Бог дал ему это обещание, потому что Бог заботится о семьях. Всегда помните об этом. Он заботится не просто об отдельных людях. Он имеет особую отцовскую заботу о семьях, потому что семьи являются отражением Его собственной Отцовской сущности. Позвольте процитировать прекрасные слова из молитвы Павла в Послании Ефесянам 3:14-15:

Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле.

… от Кого каждая семья на земле и на небе получила своё имя.

Послание Ефесянам 3:15, Современный перевод

Обратите внимание, что каждая семья, как на небе, так и на земле, получила свое имя от имени Бога Отца. Слово «семья» в греческом оригинале этого отрывка напрямую связано с греческим словом «отец». Таким образом, каждая семья на небесах и на земле получила свое имя от Бога Отца. Бог является Богом семей. Бог сочувствует одиночеству. Ему не нравится видеть людей одинокими. Вот что сказано в Псалме 67:6-7:

Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом…

(В английском переводе: «Бог одиноких помещает в семью» – примеч. переводчика.) Как видите, Бог желает, чтобы всякий был частью счастливой семьи. Это сущность Божья и полнота Божьего спасения выражает Его сущность. Спасение не только для вас, но и для вашего дома.
Теперь мне бы хотелось обратиться к примеру двух людей из Ветхого Завета, которые испытали радость спасения своих семей, которое Бог предложил им. Первым примером является Ной. Мы прочитаем об обстоятельствах жизни Ноя и особенностях того времени, а потом мы посмотрим Божье обеспечение, предназначенное для спасения не только Ноя, но и всей его семьи.
Давайте обратимся к книге Бытие 6:5-8:

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их.

Но в следующем стихе сказано.

Ной же обрел благодать пред очами Господа.

Ной отличался от всех остальных людей его поколения. И Бог смотрел на Ноя с благосклонностью, с милостью, и собирался спасти Ноя. Но Он собирался спасти не только самого Ноя, но и его семью, его дом. Уже в следующей главе мы читаем слова, которые Бог сказал Ною, Бытие 7:1:

И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем.

ГОСПОДЬ сказал Ною: — Войди в ковчег и возьми с собой семью. Я вижу, что из всех ныне живущих ты один праведен предо Мною.

Перевод Российского Библейского общества

Это важные слова. Ной был единственным праведником на земле в то время. Праведность Ноя была причиной того, что Бог спас его. Но Он спас не только одного Ноя, но и его дом. Это отцовская сущность Бога. Он говорит Ною: «Я вижу твою праведность. Войди в ковчег – место безопасности и спасения – войди вместе со всей твоей семьей». Я хочу, чтобы вы увидели в этом саму сущность Божью. Мы не должны приводить доводы или упрашивать Бога позаботится не только о нас, но и о наших семьях. Бог уже заботится о наших семьях.
Второй пример из Ветхого Завета дает нам Иисус Навин. Вот что он сказал Израилю в конце своей земной жизни. Книга Иисуса Навина 24:15:

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою (речь идет о реке Евфрат), или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.

Обратите внимание на эти последние слова: «что касается меня и моего дома, то я и моя семья будем служить Господу». Как видите, Иисус Навин, как отец, имел как привилегию, так и ответственность принять решение для своего дома. Как и в случае с тюремщиком из города Филипп. Тот сказал: «Что я должен сделать, чтобы быть спасенным?» Ответ был такой: «Верь в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».
Иисус Навин понимал сущность Бога. Он осознавал, что ему, как отцу и лидеру в своем доме, Богом дана привилегия принять решение спасения для всего своего дома, и он сделал его. Он говорит: «а я и дом мой будем служить Господу».
Нам необходимо помнить, что в каждом из этих трех случаев, которые мы рассматривали, именно выбор отца был решающим для всей семьи. Отец имеет привилегию избрать спасение, не только для себя, но для всего своего дома, для своей семьи.

Пример Авраама

В начале предыдущей части я дал три важных совета для всех тех, кто переживает о спасении неверующих членов своей семьи. Во-первых, никогда не позвольте дьяволу через это ваше переживание украсть у вас радость вашего спасения. Пока вы поддерживаете эту радость, вы остаетесь постоянным вызовом и свидетельством для других членов вашей семьи. Во-вторых, не давайте места унынию и разочарованию. Помните, разочарование никогда не приходит от Святого Духа. Он является Утешителем. Он не приводит в уныние и не лишает мужества, но ободряет и вдохновляет нас.
В-третьих, когда, казалось бы, все вокруг вас идет неправильно, обратитесь к единственному неизменному источнику ободрения и вдохновения – к Библии. Позвольте напомнить вам слова, которые мы с вами читали в предыдущей части. Послание Римлянам 15:4:

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Ведь все написанное раньше было написано с целью научить нас, чтобы благодаря нашему терпению и ободрению, получаемому из Писаний, мы имели надежду.

Современный перевод

Это удивительная мысль. Все написанное в Библии, было написано для того, чтобы ободрить нас.
Из этого источника ободрения в предыдущей части мы взяли пример трех человек, каждый из которых наслаждался спасением, которое включало всю его семью. Это: (1) тюремщик из города Филиппы, о котором написано в 16-ой главе книги Деяний, (2) Ной и (3) Иисус Навин.
Согласно Божьему порядку, уставленному в Писания, отец имеет привилегию избирать спасение для всего своего дома. Однако как всегда, чудесная привилегия сопровождается самой серьезной ответственностью. Как правило, чем большую привилегию мы имеем, тем большая ответственность возлагается на нас. Именно так и в случае с привилегией отца избирать спасение для себя и для своей семьи.
В этой части я попытаюсь на примере Авраама, который является отцом всех верующих, проиллюстрировать и привилегию, и ответственность отца. Нам следует помнить о том, что в 4-ой главе Послания Римлянам Авраам был назван отцом всех верующих, и дан в качестве образца для всех верующих, чтобы нам ходить по следам его веры.
Мы обратимся к важному случаю в жизни Авраама, которое описано в 18-ой главе книги Бытие. Вот как развивались эти события. Сам Господь в сопровождении двух ангелов посетил дом Авраама. Тот оказал им радушное гостеприимство. Находясь в гостях у Авраама, Господь дал тому обещание о наследнике, который родится от Сарры. После этого Господь и ангелы пошли дальше, к городу Содом – явно развращенному городу – для того, чтобы убедиться, созрел ли Содом для суда, как это выглядело внешне. И когда Господь уже собрался идти туда, Он сказал, Бытие 18:17-19:

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.

Нам важно увидеть в этих словах Господа некоторые важные мысли. Во-первых, Господь сказал: «утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?» В другом месте Писания Авраам назван «другом Божьим». И одним из признаков дружбы является то, что с нашими друзьями мы делимся своими секретами. Мы видим, что Авраам был в таких взаимоотношениях с Господом, что Господь желал поделиться с ним Своими секретами и замыслами. Это прекрасные взаимоотношения.
Затем Господь открыл, что Он желает того, чтобы семя Авраамово развилось в великий и сильный народ, и чтобы через этот народ были благословлены все народы земли. Господь искал по всей земле человека, которого Он мог бы сделать родоначальником этого великого и сильного народа, через который могли получить благословение все народы. Затем Господь открыл, почему Он избрал именно Авраама для получения этой привилегии и этой задачи.
Господь говорит в 19-ом стихе: «ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». Где наш перевод говорит: «Я избрал его», еврейский оригинал говорит дословно следующее: «Я знал его». Полагаю, что такой перевод лучше передает смысл сказанного. Другими словами: «Я предузнал характер Авраама, Я заглянул в самую сокровенную глубину его личности, и узнал, что Я могу положиться на него в том, что он сделает все необходимое для того, чтобы соответствовать тому благословению, которое Я обещаю ему». Видите ли, Бог обещал Аврааму благословить его, но Бог обещал ему это, потому что Он знал характер Авраама, и то, что Авраам исполнит условия для благословения.
Что же такое Бог увидел в Аврааме, что побудило Бога избрать Авраама для такой привилегии и чести, из всех людей того поколения? Вот что говорит Бог: «Я знал его, что он заповедует своим детям и своему дому после него хранить путь Господа, творя праведность и правосудие – а затем Он добавил – для того, чтобы Господь мог исполнить над Авраамом все то, что Он говорил о нем».
Что искал Бог в Аврааме? Он искал отца, который сможет заложить требования Божьи в основание своей семьи, и наблюдать за тем, чтобы его семья верно и в послушании ходила путем Господа. В словах Господа есть слово, которое непопулярно сегодня: «Я знал его, что он заповедует (накажет, повелит, предпишет) своим детям и своему дому…» Есть время, когда отец должен повелевать, когда он должен формулировать правила, устанавливать закон и говорить: «Вот так это будет в нашей семье, потому что мы хотим Господних благословений, чтобы я смог ввести всех членов моей семьи в спасение Божье».
Таким образом, вы можете видеть, что привилегия Авраама шла рука об руку с ответственностью Авраама. Привилегия была в том, чтобы стать отцом Божьего народа на земле. Ответственность была в том, чтобы заповедать своим детям и своему дому и наблюдать за тем, чтобы они ходили путем Господним. И обетование Авраама зависело от исполнения им этого условия, и было пропорционально его осуществлению. Конечно же, как уже было сказано, Авраам является отцом всех верующих и нам заповедано ходить по следам его веры. Другими словами, если мы исполним Божьи условия так, как это сделал Авраам, тогда к нам применимо то же самое благословение, которое было обещано Аврааму.
Теперь мне бы хотелось посмотреть на некоторые другие отрывки из Ветхого Завета, которые иллюстрируют этот принцип, что отец имеет привилегию приводить свою семью к спасению Божьему. Однако с этой привилегией приходит и огромная ответственность воспитывать, наставлять и дисциплинировать свою семью в пути Господнем. На самом деле этот принцип проходит через всю Библию. Мы рассмотрим только несколько примеров.
Первый пример взят из наставления, которое Моисей давал Израилю о том, как им следует поступать в Обетованной земле, Второзаконие 11:18-21:

Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землею.

Какое требование? Отцы должны быть верными в том, чтобы учить своих детей Слову Господнему, совету Божьему всеми возможными способами, во всякое время и в любых ситуациях. И обетованием было то, что дней их будет столько, сколько дней неба над землей. Таким образом, привилегия и ответственность идут рука об руку.
Затем, Псалом 111:1-2:

Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

Какая привилегия! Дети этого человека будут могущественны, и каждое следующее поколение потомков этого человека будет благословенно. Это потрясающая привилегия. Но вместе с тем и ответственность! Этот человек должен бояться Господа и должен находить великое удовольствие в заповедях Господа, и он должен учить своих детей тем заповедям Бога, которые он и сам любит.
Затем еще несколько стихов немного далее в Псалме 127:1,3-4:

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

Обратите внимание, это сказано о всяком, кто боится Господа. Послушайте обетование:

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа!

Какая великая ответственность! Человек, который боится Господа и хранит Его пути, будет способен передать это благословение своей жене и своим детям.
Наконец основное слово наставления из Книги Притчей. В этой книге много подобных наставлений. Но мы возьмем лишь один стих, Притчи 22:6:

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.

В первую очередь это ответственность отца, но, конечно же, и матери. В одном из переводов сказано так: «Упражняй ребенка в том пути, каким он должен идти, и он не свернет с него, когда и станет старым». Как видите, во всех этих местах Писания, основное условие заключается в том, что необходимо учить, показывать на примере, на практике, насаждать Слово Божье в каждой сфере семейной жизни. Вот такой является ответственность. И выполнение ее приносит привилегию благословения всей семьи. Тогда отец сможет привести весь свой дом к спасающему благословению Господа.

Урок Иова

В предыдущей части мы говорили с вами о том, насколько Бог заботится о семьях. Одно из мест Писания, которое мы рассматривали, это была прекрасная молитва апостола Павла, записанная в Послании Ефесянам 3:14-15:

Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле.

Как видите, Бог Отец стоит за всеми отцами. И всякое отцовство, каждая семья получает свое имя, свою святость, свою власть от Отцовства Самого Бога. Бог заботится о семьях.
Семья была установлена Самим Богом. Ее прототип (прообраз) находится на небесах, а не на земле. На земле она является проекцией и выражением Отцовства Самого Бога. Поэтому, Бог желает защитить чистоту и здоровье каждой семьи. С другой стороны, семья является одной из главных целей для атак сатаны. Насколько Бог любит и заботится о семье, настолько же сатана ненавидит и стремится разрушить семью. По этой причине, спасение, которое Бог предлагает человечеству, является семейным спасением. Это прекрасно выражено в ответе апостолов на вопрос тюремщика из города Филиппы (Деяния 16:31): «Что мне делать, чтобы спастись?» Павел и Сила ответили: «Верь в Господа Иисуса Христа, и будешь спасен ты и весь дом твой». Таким является отношение Бога. Тюремщик спрашивал о своем личном спасении. Бог обещал спасение семьи. Библейским ключом к этому семейному спасению является отец. Если отец верен в исполнении своей Богом данной обязанности, тогда он имеет привилегию ввести всю свою семью в Божье спасение.
В предыдущих частях мы рассмотрели примеры четырех отцов, которые делали именно это: (1) тюремщик из города Филиппы, (2) Ной, (3) Иисус Навин, и (4) Авраам. В этой части мы рассмотрим пример еще одного человека, который обладал выдающимся характером и праведностью – это Иов.
Отцовский опыт Иова очень отличался от опыта других действующих лиц Библии, примеры которых мы с вами рассмотрели. Из его жизни мы можем получить три важных урока.
Во-первых, давайте посмотрим на то, как Писание оценивает характер Иова. Книга Иова 1:1:

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

К такой характеристике нечего добавить. Он был непорочен, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся от зла. Это не просто мнение людей от Иове, так оценивал Иова Сам Господь. Немного далее, в той же самой главе, мы читаем о диалоге между Господом и сатаной. Книга Иова 1:8:

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

Ко мне часто приходит мысль о том, что в те времена на земле был, наверное, только один человек, которым Господь мог похвалиться перед сатаной, и этим человеком был Иов. И, как мы видим в этой книге, вместе с этой великой честью пришли великие испытания и великая ответственность. Одним из аспектов, в котором проявилось совершенство характера Иова, была его забота о своих детях. Это был действительно отец, который ходатайствует за своих детей. Мы читаем об этом в Книге Иова 1:2,4-5:

И родились у него семь сыновей и три дочери.
Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

Такая практика приношения всесожжений и церемониального очищения своих детей соответствует тому, что сегодня мы называем регулярным родительским ходатайством за каждого из своих детей. Итак, Иов принял и в постоянстве верно нес эту ответственность. Тем не менее, детей Иова постигло бедствие. Мы не сможем отвернуться от этого факта. Не смотря на все совершенство характера Иова и верность Иова в ходатайстве за своих сыновей и дочерей, их всех постигла беда. Это описано в Книге Иова 1:18-19:

Еще этот (слуга, принесший известия) говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Как видите, Иов лишился всего своего дома, кроме жены – всех своих детей в результате одного яростного порыва ветра. Одно несчастье унесло жизни всех его детей. Естественно, у каждого из нас возникнут два вопроса. Первый вопрос: где был недосмотр со стороны Иова? Мой ответ такой: Иов не сделал никакой ошибки. Второй вопрос: неужели это был недосмотр со стороны Бога? Мой ответ опять отрицательный. Это не было ошибкой ни Бога, ни Иова. Как отец Иов делал все, что мог сделать отец для своих детей. Со Своей стороны Бог всегда верен. И, тем не менее, эта страшная беда случилась.
Как можно объяснить это? Для того чтобы понять урок Иова мы должны заглянуть в конец этой истории. В Новом Завете мы находим то, что является очень важным комментарием истории Иова. Послание Иакова 5:11:

… Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

Иаков говорит, что вы видели результат, цель, окончание действий Господа. Дословный перевод с греческого говорит, что «вы видели конец того, что Господь делал». Очень важно помнить, что мы не можем судить о жизни человека, мы не можем судить о ситуации до тех пор, пока не увидим ее конца. В частности в случае с жизнь Иова нам сказано о том, чтобы мы посмотрели на конец, который произвел Господь.
Иногда я говорю людям, когда они беспокоятся и переживают о каком-то человеке, о котором они молятся – например, о своих детях – и кажется, что все идет неправильно – я всегда говорю в таких случаях: «Помните о том, что последняя глава в этой книге еще не была написана». И вот что Иаков говорит здесь: «Посмотрите на последнюю главу книги Иова, прежде чем попытаетесь судить об этой истории».
Поэтому сейчас мы обратимся к последней главе Книги Иова и из внимательного ее рассмотрения мы извлечем нечто действительно чудесное. Иова 42:10,12-13:

И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

Обратите внимание, здесь сказано об увеличении вдвое всего, что он имел прежде.

И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

Перед бедствием, которое он пережил, у него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот волов и пятьсот ослиц. Но когда Господь восстановил его, то дал ему двойное количество овец, двойное количество верблюдов, двойное количество волов и ослиц. Но как насчет детей? Это очень интересно.

И было у него семь сыновей и три дочери.

А сколько у него было раньше? Тоже семь сыновей и три дочери. Таким образом, он получил в два раз больше все, кроме сыновей и дочерей. Однако для нас всех сыновья и дочери намного более важны, чем все овцы, верблюды, волы и ослы. Почему Господь вернул ему всего лишь то самое количество? Я дам вам мой ответ, который на самом деле очень вдохновляет меня. Я верю, что количество сыновей и дочерей Иова удвоилось. Но он получил опять то же количество на земле, потому что те его дети, за которых он так верно молился все эти годы, пошли перед ним. Они не были потеряны.
Видите, насколько важно рассматривать окончание от Господа, иметь полную картину и читать внимательно и вдумчиво. Я уверен, что здесь сказано это, потому что Бог хочет побудить нас задуматься о том, почему Он вернул Иову только семь сыновей и три дочери. Почему Он не удвоил их число. Умножение их вдвое могло быть признанием того, что первые были потеряны. Не умножение было способом уверить Иова, что все в порядке, Бог позаботился о тех сыновьях и дочерях, о которых Иов молился все эти годы. Они вместе с Господом. Однажды они все вместе встретятся. Но пока Бог дает Иову еще семерых сыновей и трех дочерей, чтобы они были утешением его пребывания на земле. Как видите, верность Иова была вознаграждена. Не совсем так, как он этого хотел и ожидал. Но в определенном смысле, даже на более высоком уровне.
В заключение истории Иова и в завершение этой части нашего изучения, мне бы хотелось предложить для родителей три урока из жизни Иова. Во-первых, учите своих детей путям Господним. Во-вторых, молитесь о своих детях. В-третьих, подавайте хороший пример. И тогда будет неважно, насколько, казалось бы, серьезные испытания приходят в вашу жизнь, продолжайте доверять Богу, Его безграничной милости и неизменной верности Своему завету. Помните, что если вы верны в исполнении ваших обязанностей – возможно, вы не увидите ответов на все ваши молитвы в этой жизни – но Бог будет точно так же верен вам и вашим детям, как Он был верен Иову.

Урок Раав

Мы с вами говорили о том, что спасение, которое Бог предлагает человечеству, является семейным спасением. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Причиной этого является то, что Бог имеет глубокую любовь и заботу о каждой семье. Бог является Богом семей. Всякое отечество (каждая семья) именуется (получает свое имя) напрямую от Отцовства Бога.
Библейским ключом к этому семейному спасению является отец каждого семейства. В наших предыдущих частях мы рассмотрели примеры пяти отцов, которые ввели свои дома в семейное спасение: (1) тюремщик из города Филиппы, (2) Ной, (3) Иисус Навин, (4) Авраам и (5) Иов – хотя опыт Иова несколько отличался от опыта первых четырех.
В этой части мы обратимся к истории женщины – женщины, которая не имела мужа – но, тем не менее, ее вера принесла спасение всему ее дому. Ее звали Раав. Для начала нам надо сделать небольшой обзор событий, на фоне которых разворачивалась история Раав. Армия Израиля под командованием Иисуса Навина расположилась лагерем не восточном берегу реки Иордан, готовая к форсированию реки, вторжению и завоеванию земли Ханаанской. Первым городом на их пути, которым они должны были овладеть, был город Иерихон. Это была мощная крепость с крепкими стенами. У Бога был особый план, как израильтяне могли захватить Иерихон. Но прежде чем вся армия перейдет на другой берег реки, Иисус Навин послал впереди двух разведчиков, чтобы они проникли в город и осмотрели его изнутри, разведали устройство его укреплений и т.д. Итак, Иисус Навин послал этих двух разведчиков в землю за Иорданом и в город Иерихон.
Теперь, за стенами этого города жила Раав. Она названа блудницей. Мы не знаем точно, была ли она проституткой или просто содержала гостиницу для приезжих (в Живой Библии так и сказано, что «они вошли в гостиницу, которую содержала незамужняя (свободная) женщина по имени Рахав» – примеч. переводчика). В те дни не было явного различия одного от другого. Помните о том, что Иерихон был очень развращенным городом. Божье правосудие определило его на полное уничтожение. И в таком развращенном городе жила эта женщина, Раав, блудница.
Теперь давайте я прочитаю вам отрывок из второй главы Книги Иисуса Навина, где описано то, как разведчики вошли в город, и как Раав приняла их. Иисуса Навина 2:8-21:

Прежде нежели они легли спать, она (Раав) взошла к ним на кровлю (где она спрятала их) и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу. Итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину. И спустила она их по веревке чрез окно; ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене; и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся за вами; а после пойдете в путь ваш. И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, если не сделаешь так: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой. И если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны будем от сей клятвы твоей; а кто будет с тобою в твоем доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его. Если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку.

Итак, вот как развивались те события. Она приняла разведчиков в свой дом и когда их жизни находились в опасности, она спрятала их на крыше дома под снопами льна, а после этого она помогла им бежать из города. Она несколько раз рисковала своей собственной жизнью ради того, чтобы спасти их. Она не только не выдала и отпустила их, но и помогла им бежать, спуская их по веревке из своего окна, поскольку ее дом был в городской стене.
И тогда она сказала разведчикам: «Потому как я сделала для вас все это, хочу, чтобы вы пообещали мне, что вы помилуете меня и мою семью». Они сказали: «Мы согласны, но при двух условиях. Во-первых, ты должна привязать эту ярко-красную веревку к своему окну. Во-вторых, вы не должны покидать вашего дома. Если ты не удержишь членов своей семьи в своем доме, если они выйдут за порог твоего дома, тогда наше обещание не трогать их не будет иметь силы. Они все должны находиться внутри и быть в твоем доме вместе с тобой. И если они будут там и ярко-красная веревка будет привязана к окну, тогда мы обещаем безопасность тебе и всему твоему дому».
Теперь давайте прочитаем, что случилось, когда Израиль захвати город. Дети Израиля в течение шести дней обходили по одному разу вокруг города, а на седьмой день они обошли вокруг города семь раз. И в конце седьмого обхождения вокруг города, они трубили в рог и закричали. Бог пообещал им, что, если они все сделаю так, как Он сказал им, то стены рухнут – и они рухнули. Книга Иисуса Навина 6:19-23:

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом. А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и все, что в нем, сожгли огнем…

Обратите внимание на то, что Раав, своей смелостью и верой, не смотря на то, что она была незамужней женщиной и блудницей, принесла спасение всей своей семье. Все ее близкие были спасены на основании ее веры.
Давайте вкратце рассмотрим аспекты ее веры. Есть три составляющие истинной Библейской веры и Раав продемонстрировала каждую из них. Во-первых, она верила, что Бог даст израильтянам Обетованную землю – она имела веру в Божьи обетования. Во-вторых, она проявила свою веру в делах. Она рисковала собственной жизнью ради спасения разведчиков. В-третьих, она сделала исповедание своей веры. Та ярко-красная, привязанная к ее окну, символизировала и соответствовала нашему исповеданию крови Иисуса. И благодаря этим трем: (1) вере, (2) делам и (3) исповеданию, она смогла принести спасение всей своей семье.
Теперь мне бы хотелось показать вам, что Новый Завет говорит об этой женщине. Раав с уважением упоминается там не один раз. В списке великих героев веры в 11-ой главе Послания Евреям, Раав предоставлен отдельный стих. Евреям 11:31:

Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Обратите внимание, она названа блудницей, но приведена в качестве образца (примера) веры. Казалось бы, противоречие, не правда ли?
Затем, когда апостол Иаков объясняет то, что вера без дел не имеет ценности, он приводит Раав в качестве примера того, кто имеет живую и действенную веру. Послание Иакова 2:25:

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

(В более близких к оригиналу переводах «оправдалась» переведено как «была зачтена праведной» – примеч. переводчика.) Эти слова бросают вызов – блудница (проститутка) может быть провозглашена праведной, когда она делает практические шаги веры. Однако, и это еще не самое удивительное. Если вы обратитесь к родословной Иисуса, Мессии, описанной в первой главе Евангелия от Матфея, то вы найдете в стихе 5 и 6:

Салмон родил Вооза от Рахавы…

(Рахав это другое написание имени Раав – примеч. переводчика, см. Лексикон Стронга.)

… Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя (прародителя Иисуса Христа)…

Таким образом, Раав после того, как она спаслась из Иерихона, вышла замуж за Салмона, который был главою колена Иудина, и стала матерью Вооза, который стал отцом Овида. Вам надо помнить о том, что Вооз тоже женился на не-израильтянке Руфи, которая была моавитянкой, и стала матерью Овида. Тот стал отцом Иессея, который стал отцом Давида. Таким образом, Раав вошла в родословную царя Давида, и даже Самого Мессии. Какой потрясающий урок безграничных возможностей веры, действующей любовью. Видите ли, мне нравится в Раав ее любящее сердце. Она не довольствовалась своим личным спасением. Ее первой заботой были ее отец, мать, братья и сестры – вся ее семья.
Я слышал, как однажды кто-то сказал, что Бог спасает нас из самого глубока и из самого далека. Думаю, лучше всего это иллюстрирует история Раав, которая была проституткой в проклятом городе, но спасла весь свой дом и вошла в родословную Мессии.

Женщина Хананеянка

В предыдущих частях мы говорили о том, что спасение, которое Бог предлагает человечеству, является семейным спасением. Ключевой стих – это Книга Деяний 16:31:

Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

Библейским ключом к такому спасению дома является отец. Ему дана привилегия вводить всю свою семью в спасение Божье. Но рука об руку с этой привилегией идет и обязанность: обучать и наставлять своих домашних, показывать им пример и молиться о них.
Мы рассмотрели примеры пяти отцов, которые ввели свои семьи в это семейное спасение: (1) тюремщик из города Филиппы, (2) Ной, (3) Иисус Навин, (4) Авраам и (5) Иов. Мы также рассмотрели пример женщины, которая не имела мужа – Раав из города Иерихона – чья вера принесла спасение всему ее дому: отцу, матери, братьям, сестрам, ее родственникам и всем, бывшим в ее доме.
Совместив вместе, все эти примеры, мы получаем два важных урока. Во-первых, правильный Библейский порядок, установленный Богом для семьи, заключается в том, что ответственность за введение семьи в спасение лежит на отце. Во-вторых, тем не менее, история Раав показывает нам, что даже если в семье нет Божественного порядка, Бог не ограничивает веру, которая действует любовью.
Возможно, некоторых из вас наше изучение приводило в отчаянье. Может быть, вы чувствовали: «Мы не соответствуем условиям. Мой муж (или кто бы там ни был) не выполняет своих обязанностей». Тогда позвольте передать вам еще одно дополнительное благословение, которое действует даже тогда, когда положение вещей не такое, каким оно должно быть. Бог не ограничивает веру, которая действует любовью.
В этой части мы рассмотрим пример другой примечательной женщины – на этот раз в Новом Завете – чья вера преодолела нужды ее семьи. Новый Завет не дает ее имени, она названа просто женщиной Хананеянкой. Ее история и ее встреча с Иисусом описана в Евангелии от Матфея 15:21-28:

И, вышед оттуда…

Надо заметить, что это была местность поблизости Галилейского моря.

Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Это области на берегу Средиземного моря в северо-западном конце земли Израиля.

И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Здесь сказано: «да будет тебе по желанию твоему». Хотели бы вы услышать из уст Иисуса: «да будет тебе по желанию твоему»? Где был ее муж? Мы не знаем. Возможно, она не имела мужа. Что она имела? Она имела такую веру, что она не сдавалась и не принимала «нет» в качестве ответа.
Полагаю надо объяснить отношение Иисуса к этой женщине, потому что выглядит так, что Он был несколько резок и невежлив с ней – что не отвечает истине. Видите ли, Израиль – еврейский народ – был отделен от всех остальных народов через свой завет с Господом. Они были отделены тем заветом, который Господь заключил с ними в дни Моисея. И в исполнении Своего завета, который Бог заключил с Израилем, Господь выполнял два Своих обещания. Во-первых, Он послал им обещанного Мессию, Господа Иисуса Христа. И Он послал Иисуса в первую очередь к ним – прежде, чем ко всем остальным народам. Во-вторых, также в исполнение завета, как сказано в книге Исход 15:26, Иисус исцелял все их болезни. Он никогда не отказывал ни одному еврею, который был болен и приходил к Нему за исцелением, потому что Он был верен обязательствам завета по отношению к Израилю, которые были даны через Моисея.
Однако Бог не имел таких обязательств ни к одному другому народу. Поэтому они не могли претендовать на получение исцеления от Бога, потому что исцеление было частью Божьего завета с Израилем. Именно завет давал Израилю право приходить к Богу за исцелением, что они и делали. Не имея отношений завета с Богом, все народы являются «нечистыми». Они не являются причастниками обетований, они «не освящены». И одним из наглядных представителей нечистых животных, которые находятся вне, являлась собака. Вот почему Иисус сказал: «Исцеление – это хлеб для детей. Оно принадлежит израильтянам, потому что завет Моего Отца был заключен с ними. На Мне лежит обязанность выполнять завет, а остальные народы являются псами, и вы не можете взять хлеб у детей и отдать его псам».
Слова женщины были очень ясны. Они полностью соответствовали принципам Божьим. При этом надо сказать, что это была очень сообразительная женщина. Она дала Ему самый лучший ответ, какой Он получал от кого-либо. Она сказала: «Господи, я согласна со всем, что Ты сказал. Я просто собака. Я нечиста. Я знаю это. Но, Господь, у меня есть проблема, и только Ты можешь разрешить мою проблему. В конце концов, я не прошу кусок хлеба. Я нуждаюсь лишь в маленькой крошке. Одной крошки Твоего хлеба будет достаточно, чтобы изгнать беса из моей дочери». Не удивительно, что Иисус сказал ей: «Женщина, велика вера твоя. Пусть будет так, как ты хочешь». Это прекрасная история. Мы снова видим тот же самый прекрасный принцип, как и в истории с Раав. Бог не устанавливает ограничений для веры, которая действует любовью.
Теперь мне бы хотелось немного поближе рассмотреть определенные детали в вере этой женщины Хананеянки. Лично для меня она является сильным вызовом. Я вижу в ее вере и в том, как она общалась с Иисусом, три очень важных составляющих.
Во-первых, отчаянье. Она была исполнена отчаянной решимостью. Такие люди могут делать такое, что другие не могут. Мне пришлось много лет провести в служении освобождения – помогать людям получать освобождение от воздействия злых духов – и у меня есть такая поговорка: «освобождение – для отчаявшихся». Ко мне за помощью приходят люди, и когда я вижу, что у них нет настоящего отчаянья, тогда у меня нет большой уверенности, что им можно помочь. Иногда я говорю таким людям: «У вас нет отчаянья. Приходите, когда оно будет». Видите ли, есть своего рода Божественное отчаянье, которое очень важно.
Во-вторых, в вере этой женщины мне нравится ее смирение. Иисус сказал: «Ты просто собака». Это практически ругательство уже на Западе. Но если вы возьмете в расчет культуру Ближнего Востока и то, как там относятся к собакам, то это еще более оскорбительные слова. Она могла обидеться и сказать: «Чем я хуже остальных?» Но она не сделала так. Она сказала: «Господь, это правда. Я просто собака. Но все чего я ожидаю, это лишь крохи со стола». Это смирение. Знаете, что я заметил в Новом Завете? Великая вера всегда соединена с великим смирением.
Наконец, третье, что я явно вижу в этой женщине, это ее способность прочувствовать характер Иисуса. Внешне, в этой ситуации, Иисус выглядел грубым. Он не отвечал ей. Казалось бы, Он держал ее на расстоянии. Но я верю, что она имела своего рода Божественную проницательность, которая видела глубже внешнего безразличия. Она видела истинное отношение Его сердца. И мне бы хотелось оставить вас с той мыслью, что Богу нравится, когда мы проникаем за Его видимое безразличие. Иногда Бог выглядит так, как если бы Он был совершенно равнодушен к нам. Казалось бы, мы Его нисколько не интересуем и Он не реагирует на наши молитвы. Но Ему нравится, когда мы, подобно этой женщине Хананеянке, проникаем глубже этого видимого безразличия.
Наконец, еще один комментарий этой истории, которая является очень наглядной для меня. Мы подметили то, что Иисус покинул местность, прилегающую к Галилейскому морю, и прошел через всю Палестину в северо-западный ее конец. Там Он послужил только одной этой женщине – нет ни одной записи, что Он служил там еще кому-либо еще – и после этого Он вернулся. Таким образом, Он проделал путь, занявший, по крайней мере, четыре дня туда и назад, чтобы послужить одной женщине. Не удивительно ли это? Что побудило Его сделать это? Мой ответ такой: тяга отчаянно верующей души. Его влекло через всю Палестину, чтобы послужить ее единственной нужде.
Я научился на опыте своего собственного служения, что порой обнаруживаю себя в странных местах. Я думаю: «Как я оказался здесь и что я здесь делаю?» Но после этого я нахожу там одну верующую душу, которая взывает к Богу, и Бог слышит этот крик и выбирает послать меня, в качестве ответа. Поэтому помните о том, что есть тяга отчаянно верующей души, которая может привлечь Божье решение в данную ситуацию.

Ты и твой дом: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: