Покаяние

Часть 1

Мы поговрим с вами об одной особой форме духовного опыта, которое является обязательной в жизни каждого из нас. Если мы хотим обрести подлинный, непреходящий покой, и также, если мы хотим жить жизнью, которой Бог желает, чтобы мы жили, то это то, чего мы не можем  миновать, и чему не существует замены. Однако сегодня это остается непонятым большинством людей, и большая часть проповедников редко объясняет это. Если бы я предложил вам угадать, какого рода духовное переживание я имею в виду, то я сомневаюсь, что многие из вас смогли бы дать правильный ответ. Речь идет о переживании, которые называется одним сильным библейским словом – покаяние. Это и будет нашей темой, — покаяние.

Никто в Священном Писании не делал более сильного ударения на необходимости в покаянии, как сам Иисус. Послушайте, что Он говорит в Луки 13:1-5:

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему (то есть Иисусу) о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». 

Люди, которые беседовали с Иисусом, описывали ему происшествия, которые были еще свежими в их памяти. Несчастья, которые постигли две группы людей. Первое случай произошел с галилеянами, о которых история говорит, что Пилат смешал их кровь с кровью животных, которых они хотели принести в жертву. Деталей этой истории мы не знаем, но ясно одно: эти люди производили религиозный обряд жертвоприношения. И вот, по неизвестной причине, римский наместник Пилат подверг их нападению в тот момент, когда они приносили жертвоприношения, так что их кровь он смешал с кровью животных. Это должен был быть ужасный вид смерти для людей того времени: приносить жертвоприношение и подвергнуться нападению во время этого. И поэтому люди, беседовавшие с Иисусом, спрашивают Его: «Сделали ли все эти галилеяне какое-то особенное зло, что их постигло такое особое бедствие?» Но Иисус отвечает им: «Нет, совсем необязательно». И тогда Он повернул вопрос другой стороной и сказал им: «Но если вы не покаетесь, то вы все также погибнете». Затем, вторым происшествием был несчастный случай, когда Силоамская башня упала на людей, насмерть завалив их. Силоам расположен на юго-восток от древнего города Иерусалима, как мы знаем его сегодня. Интересно, что и сегодня туристические гиды показывают вероятное основание этой башни, упавшей на этих людей в Силоаме, от чего эта евангельская история становится еще более реальной. Но главное состоит в том, что хотя эти две группы людей приняли ужасную необычную смерть, которая выглядит как особое наказание Божье или злая участь, однако Иисус говорит: «Не думайте, что ваша ситуация  существенно отличается от их ситуации. Они погибли потому, что не раскаялись. Если вы не покаетесь, погибните также». Это не значит, что и вы умрете какой-то необычной смертью. Вы можете умереть от продолжительной болезни, или очень быстро, дело не в этом. Дело в том, что существует только одно главное требование, которое может нас уберечь от того, что Христос называет гибелью. И этим требованием является покаяние, в котором имеет нужду каждый человек вне зависимости от вида смерти, к которой он приближается. Таким образом, мы можем выразить это учение Иисуса одной очень драматической фразой: «Покайся, или погибнешь». Я верю, что это именно то, чему учит Библия: «Покайся, или погибнешь».

Затем, в следующих нескольких стихах Христос предлагает притчу, связанную с темой покаяние. Луки 13:6-9:

«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». 

Это основной принцип: если дерево приносит плод, пусть живет, если «нет» — сруби его! Таково Божье отношение к жизни каждого из нас. Бог ожидает от нашей жизни хороших плодов. И если в ней их нет, то Божий суд отсечет ее. Зачем напрасно занимать место, пусть освободит место для другой, более плодоносной жизни.

В этой притче, такие фразы как «окопаю ее» и «обложу навозом» представляют последний, настойчивый Божий призыв к покаянию. И если мы не ответим на этот призыв, то нас постигнет участь смоковницы. Возможно слушая эти слова ты находишься сейчас именно в этой фазе. Бог говорит: «Окопаю ее, и обложу навозом, не принесет ли плода в течение еще одного года. Если же не будет плода к концу года, то придется срубить ее». «Покайся, или погибни». Пусть эти слова вспыхнут в твоем сознании.

Сравним это с учение предтечи Иисуса, Иоанна Крестителя. Мат.3:1,2:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». 

Пятый стих той же самой главы:

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». 

Какое сильное утверждение: «Секира уже лежит при корне дерев». Есть только один способ избежать секиры, это приносить добрый плод. «Каждое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Посланием Иоанна было покаяние. Пришедшим фарисеям и саддукеям, которые были очень религиозны, Иоанн говорит: «Вы не покаялись, в вашей жизни нет плода, который бы говорил о вашем покаянии. Я отказываюсь вас крестить. Я требую плода». Божий представитель, Иоанн  требовал плодов, не листьев. Религия часто производит много листьев, но Бог говорит: «Я требую плода, Я требую действительной праведности, действительной любви, действительной честности, действительной искренности, действительной веры в Меня, действительного посвящения твоей жизни, твоего времени и твоих денег. Не предлагай Мне свои религиозные листья, Меня они не интересуют. Я ищу плода. Каждое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь. Послание состоит в следующем: «Покайся, или погибни».

Поэтому покаяние – это то, мимо чего мы не сможем пройти. Это то, что требуется от каждого из нас. И если оно имеет такую жизненную важностью для нашей судьбы в вечности, то мы должны знать, что же такое покаяние, чего требует от нас Бог. Поэтому мы сделаем определение понятию покаяние.

Прежде всего, нам необходимо понять, что покаяние это не эмоции, не чувства, но решение воли человека сопровождаемое соответствующими действиями. Многие считают, что надо иметь определенные чувства, для того чтобы покаяться. Зачастую чувства сопровождают покаяние. Но, к сожалению, не редко бывает так, что чувства были, но покаяния так и не произошло. А чувства без покаяния не достаточно. Покаяние это решение воли. Оно вытекает из воли, а не из эмоций. Многие современные религии сосредоточены на эмоциях, и проходят мимо воли человека, в результате чего нет плода, который требует Бог от нашей жизни.

В Библии есть два слова для обозначения «покаяния». Одно греческое, в Новом Завете, и другое еврейское, в Ветхом Завете. Интересно посмотреть на значение этих слов. Греческое слово означает буквально: «перемена мыслей». Это обще употребляемое слово, которое имеет именно это значением, и встречается очень часто в светской греческой литературе. Итак, покаяние, это перемена мышления. У тебя был один образ жизни, но теперь ты изменил свое мышление, и это обязательно изменит твой образ жизни. Это изменит все твои ценности, устремления,  цель твоей жизни. Еврейское слово в Ветхом Завете значит «вернуться» или «повернуть назад». Я думаю, что очень показательна разница между греческим и еврейским значениями. Греческое слово указывает на внутреннее переживание, а еврейское – на внешнем действии. Итак, ты изменил свое мышление в отношении того, как ты живешь. И как результат твоего внутреннего изменения, ты разворачиваешься и начинаешь жить по-другому. Итак, покаяние это решение воли, ты меняешь свой образ мыслей, ты разворачиваешься и встаешь на другой жизненный путь.

Часть 2

Итак, я указал на тот факт, что никто не делал большего ударения на необходимость покаяния, чем сам Иисус Христос. Мы рассмотрели, в частности, отрывок из Луки 13, где Иисус обсуждал два случая, происшедших с некоторыми людьми, оказавшимися жертвами чрезвычайных бедствий, и которые были свежи в памяти собеседников Господа. В первом случае римский наместник Пилат смешал кровь некоторых галилеян с кровью их жертвоприношений. Иначе говоря, во время выполнения религиозного обряда жертвоприношения солдаты Пилата жестоким образом расправились с ними, смешав их кровь с кровью тех животных, которых они приносили в жертву. Иными словами, посреди торжественного религиозного действия их жизнь была отнята у них грубым насильственным образом. Вторым случаем была трагическая смерть 18 людей, когда на них упала Силоамская башня. И вопрос, который был задан в связи с этими случаями Иисусу заключался в следующем: Служили ли эти необычные смерти особым Божьим наказанием, какой-то особой греховности? И в каждом случае ответ Иисуса гласил так: «Нет, но если вы не покаетесь, то и вы погибнете». Таким образом, каждый из нас поставлен перед ясным выбором от Бога: «Покайся или погибай». И я дал такое определение покаянию – это не эмоции, но решение воли человека, сопровождаемое определенным действием. Я объяснил значение двух основных слов, употребленных в оригинальных текстах Священных Писаний. Греческое слово в Новом Завете и еврейское слово в Ветхом. Греческое слово в светском языке означает «перемену мышления». Еврейское слово означает «обратиться», «повернуть назад». Совместив их вместе, мы получаем ясную картину того, чем является покаяние. Прежде всего, покаяние, это внутреннее решение вашей воли в изменении своего мышления. Вы шли одним жизненным путем, а теперь вы идете другим. Но это решение должно сопровождаться соответствующими действиями, подтверждающими подлинность покаяния. Таким образом, переменив ваше мышление, затем вы видимым образом вы. Образ вашей жизни изменяется. Совместив греческое и еврейские значения мы получаем очень ясное понимание, что собой представляет истинное покаяние.

Должен сказать, что миллионы современных христиан имеют очень небольшое понимание подлинного покаяния, или не имеют никакого. Сейчас я собираюсь объяснить, почему все мы  нуждаемся в покаянии. В жизни каждого из нас есть одна и та же основная проблема. Проблема каждого из нас, без исключения. На нее указано в книге пророка Исаии, в 53 главе, 6 стихе:

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него (т.е. Христа) грехи всех нас». 

Слово «грехи» нашего текста имеет в оригинале значение «восстание, бунт». Это и есть общая проблема человечества: все мы совратились каждый на свою дорогу. И обращение на свою собственную дорогу описан словом «грех» или «восстание». Это не что-то незначительное, это не что-то, что мы сами решаем, должны мы что-то менять или нет. Обращение на свой собственный путь – это беззаконие, это грех, это  бунт. Именно в этом и состоит всеобщая вина всего человечества. Есть много разных видов грехов, которых мы не совершили. Возможно, что вы никогда и никого не убили, не совершили прелюбодеяния, никогда не были пьяны. Есть люди, хотя таких немного, которые никогда не солгали. Но одно мы все совершили. Мы все совратились на свой собственный путь, а это то, почему все должны покатятся. Потому Божье требование покаяться относится абсолютно ко всем, без исключения. Важно понять то, что наши пути, это не Божьи пути. И никогда не были ими. Бог говорит об этом совершенно ясно. Вот что Он говорит в Исаии 55:6-8:

«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь». 

Это очень ясное утверждение: наши пути не Божьи пути. Когда мы обратились на свои пути – мы оставили путь Божий. Невозможно идти одновременно двумя путями. Поэтому, чтобы встать на путь Божий, мы должны перестать идти  своим путем, развернуться лицом к Богу и начать идти новым путем. Это и есть покаяние. Покаяние в книге пророка Исаии 55 главе, представлено как оставление нашего пути и наших мыслей. Заметьте, что речь идет о внешнем и внутреннем. Внутреннее – это наши мысли, а внешнее, это наши пути. Это полностью соответствует нашему определению покаяния. Внутренняя перемена мыслей и воли, сопровождаемая внешняя перемена нашего поведения и действий.

Но у многих из нас есть одна проблема – иногда наш путь может быть очень религиозным путем, и мы часто обнаруживаем, что религиозные люди думают, что у них нет нужды в покаянии. В Притчах 14:12 сказано:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти». 

Здесь речь идет отнюдь не о человеке, который знает, что идет неверным путем, а о человеке, уверенном в правильности своего пути, хотя тот ведет его к смерти. Почему? Потому что он не прошел через покаяние. А ведь мы помним, что сказал Иисус: «Покайся, или погибнешь». Такого рода человек может быть очень религиозным, возможно самоправедным. Возможно, он ходит в церковь. Возможно, он придерживается «Золотого правила»: Не делай другим того, чего себе не желаешь. Возможно, он считает, что все в его жизни так, как и должно быть.  Он идет путем, который кажется правильным для него, но конец этого пути в смерти. Как видите, религиозные люди являются самой большой проблемой Бога. Изучая Священное Писание, вы найдете, что у Бога было всегда больше проблем с религиозными людьми, чем с простыми, нерелигиозными грешниками.

Поэтому, ты можешь быть очень религиозным (что является самоправедностью), членом церкви, ходить путем, который кажется тебе праведным. Но я хочу предостеречь тебя. Если ты никогда не раскаивался перед Богом, никогда не переживал полной перемены, то конец пути, которым ты идешь – смерть.

Я объяснял, что покаяние это внутреннее изменение, которое должно выразиться во внешних действиях. В Новом Завете есть одно особое внешнее действие, которое в первую очередь и напрямую связано с покаянием. Этим действием – является крещение. Оно берет начало в служении Иоанна Крестителя, пришедшего с проповедью покаяния. И первоначальным требованием для всех, кто откликнулся на его послание, было публичное крещение. Марк. 1:4,5:

«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои». 

Обратите внимание, Иоанн говорит: «Покайся». И когда ты покаялся, первым, что ты должен сделать это креститься. Это внешнее свидетельство того, что вы закончили идти по своему собственному жизненному пути. И выходя из воды, вы оставляете свой путь и становитесь на путь Божий. Иоанн обязательно требовал, чтобы каждый покаявшийся принял водное крещение. Это требование находится по всему Новому Завету. Вот, например, что сказал апостол Петр в Деяниях 2: 37,38 еще не обратившимся людям, которых сверхъестественным образом коснулся Дух Святой в День Пятидесятницы после проповеди о Христе:

«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» 

Я часто говорю так, что для того, чтобы человек задался вопросом, что ему делать, Богу порой приходится потратить много времени. Но на то, чтобы сказать ему, что он должен делать, не надо много времени. И ответ был очень прямой и конкретный. Петр говорит в 38-ом стихе:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». 

Каким является первоначальное Божье требование? Покайся. И что дальше? Прими крещение, как внешнее, видимое доказательство внутренней перемены. В дополнение к внешнему акту крещения, существует определенные особенные действия, соответствующие определенному разряду людей. Давайте посмотрим, что говорит Иоанн Креститель к различным группам людей. В Лук.3:10-14:

«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». 

Итак, в дополнение к общему требованию крещения, существовали особые действия, говорившие о покаянии в жизни определенных групп людей. Человек, имевший две одежды, должен был отдать одну неимущему. Сборщик податей должен быть справедлив и добр. Солдат не должен совершать преступлений, и не должен притеснять людей. Итак, первичным выражением покаяния есть крещение. Дальше, в жизни каждого из нас существует определенная сфера, в которой Бог ожидает от нас определенных изменений в том, как мы поступаем. Поэтому позволь Богу указать тебе, какие конкретные перемены в твоей жизни ты должен сделать.

Часть 3

Мы продолжаем рассмотрение этой жизненно важной темы, которая на языке Священного Писания выражается простым и  сильным словом «покаяние». Ранее мной уже было дано простое, Библейское определение покаяния. Я говорил о то, что покаяние состоит из двух частей. Во-первых, это внутреннее изменение в сфере воли, изменение в мышлении, в образе жизни. Во-вторых, это внешняя перемена нашего поведения, поворот назад, оставление своего собственного неправильного пути, делания своих собственных дел. Это развернуться на 180 градусов, обратиться лицом к Богу и сказать:

«Боже, я сожалею, что шел своей дорогой, я старался жить своей собственной жизнью. Но сегодня я готов слушаться Тебя, и делать то, что Ты повелишь мне». 

Это и есть покаяние. Я объяснил также, почему все имеют нужду в покаянии. Главная и основная причина указана в одном стихе книги пророка Исаии.  Исаия 53:6:

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». 

Это и есть основная проблема всего человечества. Не каждый из нас совершил убийство, прелюбодеяние или воровство. Но есть одно, что сделали все мы. Все мы совратились каждый на свою дорогу, а это и есть беззаконие, или бунт.  И потому как все мы совратились на свою дорогу, Божье требование покаяния является всеобщим для всего человечества. Все мы должны покаяться.

Я также объяснил, что покаяние должно явно проявиться в определенных действиях. Во всем Новом Завете первым выражением подлинного покаяния является крещение. И после этого есть определенные действия, соответствующие определенным группам людей. Так, например, в Луки 3 главе, мы находим примеры трех групп людей, которые пришли к Иоанну Крестителю и сказали: Вот, мы покаялись, скажи, что мы теперь должны сделать в нашей жизни? Имеющему две одежды было заповедано отдать одну неимущему. Сборщикам налогов было заповедано честными, не алчными в собирании податей. Солдатам было дано указание не употреблять жестокость, ложные обвинения и запугивание, и быть довольным своей платой. Позвольте заметить, удовлетворение своим жалованием порой трудно найти во многих кругах современного общества. Эта та сфера, в которой возможно многим необходимо покаяться. И, конечно, если мы посмотрим внимательно, то мы увидим множество людей, даже в церквах, которым необходимо выразить свое покаяние в том, или ином определенном действии. Например, церковные сплетни то и дело циркулируют и отравляют атмосферу. Покаяние этих людей пересказывающих истории не будет неэффективным, пока они не увидят ясно, что они сплетничают. Или, бизнесмен, который обманывает государство при уплате налогов. Он может ходить в церковь, может делать пожертвования и проявлять благотворительность. Но его покаяние не эффективно до тех пор, пока он ни будет честен в своем бизнесе. Сегодня мы наблюдаем то, как многие люди, так или иначе, вовлекаются в грех просмотра порнографии. Их ум отравлен грязными книгами и фильмами. Тем не менее, они очень часто сохраняют благочестивый внешний вид. Для этих людей покаяние требует уничтожения всех видов порнографических материалов или кассет. И в следующий раз, когда такой человек попадет в такое место, где можно увидеть такие материалы, он сразу отведет свой взгляд в сторону и пройдет мимо. Без этого любая религиозная активность не будет иметь никакой реальной цены для вас. Вы должны покаяться.

Сейчас я хочу показать, что покаяние является главным, первым шагом к подлинной вере. Многие люди ведут борьбу за веру. Они даже не знают, как найти настоящую веру. И они не осознают, что их проблемой является то, что им надо сначала покаяться. Это полностью согласуется со всем посланием Нового Завета. Вот, лишь некоторые примеры. Прежде всего, послание, которое нес людям Иоанн Креститель. Марка 1:1-4:

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». 

Особой целью Иоанна было приготовить путь для обещанного Мессии, который должен был прийти к Божьему народу, Израилю. И, заметьте, у него был только одно послание: «Покайтесь». Покаяние готовит дорогу для вхождения Бога в нашу жизнь. Очень часто Бог не может войти в нашу жизнь до тех пор, пока мы не выполним требование в покаянии. Давайте, прежде всего, взглянем на первую проповедь Иисуса, которую мы также находим в Марка 1:14,15:

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие». 

Заметьте, что это первое требование, которое Иисус предъявил в своей публичной проповеди: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Не пробуйте верить, до тех пор, пока не покаетесь. После Своего воскресения, беседуя со Своими апостолами, Иисус снова подтвердил этот порядок. Луки 24:45-47:

«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах». 

Опять обратите внимание на порядок: покаяние и прощение грехов. Перед прощением грехов идет покаяние. Без покаяния не может быть прощения грехов. Давайте посмотрим на первое послание Церкви в день Пятидесятницы. Петр, представитель Бога и Церкви сказал следующее. Деян.2:37,38:

«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». 

Первое требование: покаетесь и затем креститесь. Никакой другой шаг, никакое действие, никакой ритуал не может заменить подлинного покаяния. Оно должно идти первым. А теперь послушайте, что говорит апостол Павел в Деян.17:30,31, он проповедует афинянам об идолопоклонстве и суеверии:

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». 

Итак, это Божья заповедь, Бог повелевает всем людям повсюду покаяться. Слова «всем и повсюду» не оставляют места никакому исключению. Это повеление касается тебя, меня и каждой человеческой души. Первое, что мы должны сделать для того, чтобы установить правильные отношения с Богом – покаяться. Позднее Павел в Деян.20 говорит том, что содержало в себе послание, которое он нес тогдашнему миру. Глава 20, стих 21:

«Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа». 

Заметьте что первым шагом, перед получением веры, является обращение к Богу в покаянии. Слово «обратились» раскрывает сущность покаяния. Внутреннее решение, за которым следует внешнее изменение жизни. Это основное и главное введение в истинную веру. Позвольте мне показать личное применение этого всеобщего принципа для вас. Этот принцип гласит, что без покаяния вы не сможете иметь истинной веры. Всегда первое требование звучало так: покайся и затем веруй. Это проходит красной нитью через весь Новый Завет от начала до конца. Нет более принципиального, больше утвержденного положения в Новом Завете, чем этот: для того, чтобы получить настоявшую веру ты должен покаяться. Ты должен пережить эту внутреннюю перемену мышления, за которой следует перемена всего образа твоей жизни. Быть может ты сегодня борешься за веру, ты пытаешься верить. Я консультировал буквально много сотен людей имеющий различные духовные проблемы, семейные проблемы, личные проблемы, эмоциональные проблемы. И вот к какому заключению я пришел: около 50 % этих проблем имели корень в нежелании этих людей покаяться. Эти люди пробовали верить, пробовали вести христианскую жизнь, пытались получать результаты от Бога. Они молились, посещали церковь, читали Библию, но результатов не было. Почему? По одной простой причине: они не покаялись. Мы должны помнить, что вера, это дар Божий. Вы не можете получить веру до тех пор, пока Бог ни даст ее. Это ясно из послания к Ефесянам 2:8:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». 

Итак, вера это дар Божий. Бог может дать ее вам, но может и удержать от вас. Согласно ясным принципам Нового Завета, вы не имеете права претендовать на получение от Бога дара веры, в котором вы нуждаетесь, который вы должны иметь, если вы действительно христианин, до тех пор, пока не покаетесь. Позвольте мне предложить тем из вас, кто борется за сохранение своей веры, сражается  с эмоциональными, личными, семейными проблемами: Проверьте свое покаяние. Действительно ли вы покаялись и обратились? Оставили ли вы свой собственный путь, делание своих дел, утверждение своего понимания? Осознайте, что ваш путь это не путь Божий. Остановитесь, развернитесь, обратите свое лицо к Богу и скажите: Боже, я сожалею о том, как я жил. Скажи мне, что я должен делать, и я сделаю это. Я скажу вам одно: человек, который действительно покаялся, не борется с Богом, он ждет того, чтобы услышать и подчиниться.

Часть 4

Итак, мы рассматривали практическое, Библейское определение покаяния. Оно заключалось во внутренней перемене мыслей и воли. Во-вторых, это выражении этой перемены в соответствующем наружном действии. Я объяснил также причину, почему все должны покаяться. Эту причину мы находим в книге пророка Исаии, главе 53, стихе 6:

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». 

Это является общей проблемой всего человечества. Все мы свернули на свой собственный путь, что является восстанием и бунтом. Избавление от этого только в покаянии, возвращении к Богу, оставив свой путь и начав идти Божьим путем.

Я показал также прямую связь между покаянием и подлинной верой. Это является постоянным посланием всего Нового Завета: перед тем, как мы получаем настоящую веру Слову Божьему, мы сначала должны покаяться. Этот порядок нигде не изменяется во всем Новом Завете начиная от проповеди Иоанна Крестителя и кончая посланиями апостола Павла, и даже посланием Иисуса церквам в книге Откровение, последней книге Нового Завета. Этот порядок следующий: сначала покайся, затем верь.

Хотя учение Писания о покаянии так ясно, я часто встречаю людей, обычно религиозных людей, которые не видят своей личной нужды в покаянии. Они обычно говорят: «Я ничего плохого не сделал. Я лучше, чем мой сосед. Я не вижу, в чем я должен каяться». Сегодня мы рассмотрим, что говорит Священное Писание о подобных заявлениях и подобных людях. Прежде всего, я хотел бы вернуться к Деян.17:30. Это речь апостола Павла к афинянам. Вот его слова:

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». 

Всем людям и повсюду включает и тебя. И включает меня. Нет исключения. И если ты говоришь: «Мне не надо каяться», ты споришь с Богом. Бог говорит, что ты нуждаешься в покаянии. Можешь ли ты увидеть, насколько это серьезный грех – исправлять Бога. Ты говоришь: «Боже, ты говоришь мне сделать что-то, в чем я не нуждаюсь». Такое отношение очень опасно. Бог сказал, тебе необходимо покаяться, мне необходимо покаяться, всем необходимо покаяться. У большинства людей есть вещи, которые мешают им видеть. В их жизни есть определенные сферы, в которых у них есть довольно крупные грехи или недостатки, которых они сами совершенно не видят. Вот почему мы должны смотреть в Священное Писание, как в зеркало, чтобы увидеть, что Бог хочет нам показать в нас самих. Не то, что мы думаем о самих себе или как мы видим самих себя.

Я хочу дать вам сегодня три типичных примера тех вещей в жизни людей, которые мешают нам видеть. Первое – это непрощение. Я прочту отрывок о непрощении из Евангелия от Матфея 18:21-35:

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…»

В переводе на наши деньги это несколько миллионов долларов.

«… А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев…»

Сегодня это было лишь несколькими долларами.

«… И, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». 

Понимаете ли вы значение этой притчи для нас? Каждый из нас подобен первому рабу в наших взаимоотношениях с Богом, нашим господином. Мы должны ему невероятный долг, миллионы долларов, на оплату которого у нас нет не малейшей надежды. Но мы обращаемся к Божьей милости, и Он прощает нам весь наш долг. Но что после этого мы делаем с другими людьми? Выходим ли мы и находим кого-то, кто должен нам несколько несчастных долларов и говорим: «Я не собираюсь прощать тебя, если ты не отдашь мне, что должен. Я не хочу прощать тебя»? Иисус предупреждает нас, что если мы поступает таким образом с другими, то это вынуждает Бога так же поступать и с нами. Он заберет Свое прощение у нас, потому что мы не простили другим. Эта притча содержит в себе три урока.

Первый урок в том, что непрощение является злом. Государь в притче сказал рабу: злой раб. Я проповедовал во многих больших христианских аудиториях, вмещавших в себе многие сотни людей. Проповедуя на тему необходимости прощать других, я спросил в конце: сколько людей осознают свою нужду в том, чтобы простить. И обычно как минимум половина людей поднимали руку. Это религиозные люди, но тем не менее, они не видели ужасный грех непрощения в своей жизни. Они не осознавали те ужасные последствия, которые это вызывало на них.

Во-вторых, непрощение вызывает Божий гнев. Государь в притче разгневался на своего раба.

В-третьих, непрощения отдает нас в руки истязателя. Как проповедник, я многие годы удивлялся, почему так много христиан проходит через различные страдания: духовные, умственные, эмоциональные, физические мучения. Как это может быть? И Бог открыл мне этот принцип: если они не прощают другим, то Мое правосудие повергает их в руки страданий, карающие руки. И когда они попадут в руки истязателя, никакой проповедник и помазанник не сможет избавить их оттуда, пока они не выполнят Моих требований, простив тем, кому они не простили. Итак, это то, что ослепляет многих.

Другой вещью, которую часто не видят люди это грех упущения. Вот что пишет апостол Иаков в 4 главе, 17 стихе своего послания:

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». 

Итак, есть не только грех, когда что-то делается, но также и грех бездействия. Существует грех упущения. Очень часто мы являемся грешниками не потому, что-либо сделали, но потому, что не сделали ничего. Это такой же грех. Когда-то я отвечал за обучение студентов в Африке. И я рассказывал им небольшую притчу о двух людях. Один человек не имел работы, и его семья голодала. Однажды этот человек украл кусок хлеба и принес своей семье. Скажите, воровство это грех? Да – сказали они. И был другой человек, я обычно называл его учителем, потому что все мои студенты хотели получить уважаемую работу учителя. И он шел в своем самом лучшем, дорогом костюме через мост и увидел, как маленький ребенок упал в реку и начал тонуть. Он не прыгнул в реку для того, чтобы спасти этого мальчика, потому что на нем был новый костюм. И он позволил ребенку утонуть. Скажите, это грех? Конечно, да – отвечали вы. «Но что же он сделал?» Они ответили: «Ничего». «Вы видите сами, что порой не делание ничего является ужасным грехом. Но знал, как сделать добро и не сделал. Это – грех». И все мои студенты соглашались со мной, что кража куска хлеба для того, чтобы накормить своих голодных детей является гораздо меньших грехом, чем сохранить свой новый костюм и позволить ребенку утонуть.

Хотели бы вы быть похожи на этого человека. В мире, в котором тонут вокруг вас, где есть отчаянные нужды, духовные, материальные, проходишь ли ты мимо, оберегая свой новый костюм, и идешь дальше, любуясь своей самоправедностью. Возможно, что Бог даже не может показать тебе, каким ужасным грехом это является.

Третьей вещью, в которой мы можем быть слепы – это самоправедность. Послушайте притчу Иисуса из Лук.18:9-14:

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так…»

Как типична эта эгоцентричность.

«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

И вот, что как комментирует это Иисус:

«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». 

Основным грехом фарисея была гордость, он был настолько удоволетворен своей религией, обрядами и своей праведностью. И что типично, у него был небольшой набор правил, которые он соблюдал. И эти правила были взяты им из Слова Божьего. Но это был достаточно не полный набор правил. Он был составлен на основании его собственных убеждений. Он что-то делал хорошего, и чего-то не делал плохого, и он основывал свою праведность на этом.  Вы знаете типичных представителей религиозных людей? Есть множество религиозных людей, чья праведность основывается на том, чтобы придерживаться какого-то свода правил по собственному выбору. Возможно вы один из таких людей? Осознаешь ли ты, что это неприемлемо Богу? Что ты не пойдешь домой из церкви оправданным из-за своей религии? Осознаешь ли ты, что твоя проблема является действительно серьезной? Это самоправедность и она ослепляет тебя?

Часть 5

Итак, позвольте мне сделать краткий обзор основных пунктов, касающихся покаяния. Прежде всего, я сделал определение покаянию: это внутренняя перемена в сфере воли, влекущая за собой внешнюю перемену образа нашей жизни. Во-вторых, я объяснил, почему все люди имеют нужду в покаянии. Исаии 53:6:

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу». 

Господь называет это беззаконием или бунтом. Поэтому мы должны оставить свой путь и обратиться на путь Божий.

После этого я показал вам, что покаяние должно быть выражено в определенном действии. В Новом Завете мы находим одно определенное первоначальное действие, являющееся предписанным выражением покаяния, это – крещение. Но, кроме этого, различные группы людей, могут иметь какие-то свои особые действия покаяния, которые также связаны с крещением.

Затем мы увидели, что покаяние является главным первым шагом к подлинной вере. Порядок в Новом Завете всегда один и тот же: сначала покайся, затем верь. Напрасно пытаться верить до покаяния. Вера — это дар Божий, который дается только тем, кто покаялся.

И, наконец, мы рассмотрели некоторые грехи, которые люди часто не видят как грехи, и поэтому не видят нужды в личном покаянии. Я привел три самых распространенных примера. Грех непрощения. Грех упущения, когда мы не делаем того, что нам надлежит делать, и, наконец, грех самоправедности, -жизнь по своему собственному небольшому набору правил, которые не является Божьим стандартом, но благодаря которым мы считаем себя праведными и смотрим свысока на окружающих нас людей. Это грех фарисейства.

В заключение мы посмотрим на прекрасную картину настоящего покаяния. Для меня это самая красивая и волнующая история во всей Библии. Это притча, но это еще и очень наглядная история. Она записана в Лук.15:11-24. Обычно ее называют «Притчей о блудном сыне». В этой притче мы находим двоих сыновей, и каждый из них представляет собой знаменательный образ. Вот эта история.

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».

Перед нами самая прекрасная картина настоящего покаяния. Сын, пришедший к своему отцу, заявивший свои права на наследство, ушел из дому, и расточил его все, узнал позор, нищету и отчаянную нужду, наконец, сделал это жизненно важное внутренне решение: встану, пойду к отцу моему. Это и есть подлинное покаяние, внутреннее решение перемениться. Как мы знаем, что это было истинное покаяние? Потому что в следующем стихе мы читаем: встал и пошел к отцу своему. Он сделал внутренне решение, и перевел его на язык действий. Это был поворотный пункт в его жизни. Когда его дорога вниз закончилась, и перед ним открылся путь, ведущий к миру, домой, к преуспеванию.

Давайте рассмотрим несколько моментов этой прекрасной истории, которые стали очень наглядными для меня. В 12 стихе мы считаем, что младший сын сказал отцу: «Дай мне, то, что мне принадлежит». Он похож на многих людей сегодня, которые отстаивают свои права. Знаете, что я обнаружил? Люди, добивающиеся своих прав, обычно кончают плохо. Такое отношение: дай мне мое, дай мне то, что мне положено, — это начальный пункт неверной дороги. Есть в современном еврейском распространенная фраза: «зе магия ли». «Это надлежит мне, я должен это получить». Будь осторожен мой друг с заявлением своих прав. Такое отношение приведет тебя к проблемам.

Затем о сыне сказано, что он пришел в себя. Среди своего позора, нищеты он вдруг прозрел и увидел реальность. Раньше он жил в мире фантазий. У него в голове были романтические представления о том, что предлагает жизнь. Так многие современные молодые люди похожи на него. Они находится под ложным впечатлением, в чем эта жизнь может предложить им настоящее счастье. Порой им требуется пройти длинную, трудную дорогу покаяния, прежде чем они придут в себя. Обратите внимание на решение младшего сына: встану, пойду. Мне нравятся эти слова. Здесь не сказано, что он пролил много слез, или что он вышел к алтарю в церкви. Он сделал внутреннее решение: «Встану»,  которое он воплотил в действие. Он пошел к своему отцу. Это – покаяние.

Обратите внимание на то, как выглядит подлинное смирение: «скажу ему: (то есть отцу) я уже не достоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих». Он встал и пошел. Он сделал поворот на 180 градусов. Раньше он был повернут спиной к отцу и дому. Теперь он повернулся спиной к свиньям и лицом к своему отцу.

Обратите внимание на удивительную реакцию его отца. Когда сын находился еще далеко, его отец уже видел его. Как это могло произойти? Я полагаю, что отец выходил на дорогу каждый день, чтобы увидеть: не возвращается ли его сын домой. Но Он не мог ничего изменить, со всей своей любовью он должен был терпеливо ждать того, когда его сын сделает правильное решение и затем приветствовать это решение. Именно так Бог относится к кающемуся грешнику: Он не удерживает какие-то наши грехи, чтобы использовать их против нас. Он и не упоминает о тех деньгах, которые мы растратили. Он просто дает нам лучшее, что Он имеет: новую одежду, кольцо, обувь на ноги и готовит откормленного тельца. Я скажу тебе, дорогой друг, это стоит того, чтобы покаяться. Если ты не покаешься, ты теряешь ужасно много, в действительности, самое ценное, что ты можешь иметь в жизни.

А теперь я прочту заключение этой притчи. Я хочу рассмотреть реакцию на происходящее старшего сына. Лук.15:25-30:

«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». 

Видите ли вы проблему старшего брата? Самоправедность. Он считал, что всегда делал только доброе. И вот в этот критический момент, когда вернулся домой младший брат, то, что лежало глубоко в характере старшего сына, то и вышло наружу: бунт. Там было глубокий внутренний бунт против отца. Он оказал ему небольшое уважение. Он начал упрекать своего отца. Какие замечательные способы есть у Бога обнаружить, что находится в нашем сердце, для того чтобы снять маску, скрывающие то, что часто находится под внешней праведностью и послушанием.

Затем, я хотел бы чтобы вы обратили внимание на реакцию отца на слова старшего брата:

«Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Какая прекрасная внутренняя сущность этой семейной истории. Обратите внимание на то, как старший брат описывал младшего отцу: «Этот сын твой…». Но отец сказал: «Это брат твой…». Он сказал: «Не забудь, он не только мой сын, но он и твой брат. И тебе надо правильно относиться к твоему брату, если ты хочешь правильно относиться к своему отцу». Насколько это истинно по отношению к нам, как христианам. Как многие из нас нуждаются в покаянии в неправильном отношении к своим братьям, в основании которого в действительности лежит внутренний бунт нашего сердца по отношению к нашему Отцу.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: