Первая миля

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два… (Матфея 5:41)

(В современном русском переводе эти слова Христа звучат так: «Кто обяжет тебя пройти с ним милю – такое право давалось, например, римским солдатам, они могли заставить любого прохожего нести свою ношу, но не более одной мили, – то пройди с ним две мили»примеч. ред.)

Здесь Господь Иисус говорит о ситуации, при которой гражданский закон (или общественные нормы) дают одному человеку право принудить другого идти милю вместе с ним. Фактически, Он говорит Своим ученикам следующее: «Если это случиться с тобой, то иди не просто одну милю с этим человеком, – пройди две мили с ним, – пройди расстояние в два раза больше, чем он имеет право тебя заставить». Итак, мы можем сказать, что первая миля является обязанностью, а вторая миля проявлением любви. Любовь по доброй воле делает в два раза больше, чем того требует обязанность.

Эти слова Иисуса дали рождение выражению «идти второе поприще». Вместе с тем, они несут в себе простой логический вывод, который часто не замечают. Зачастую христиане говорят и действуют так, как будто любовь можно проявлять автоматически в нашей повседневной жизни в обществе и в наших личных обязанностях. Но истина прямо противоположна. Вы сможете начать идти вторую милю только после того, как вы прошли первую. Проявление любви может начаться не раньше, чем были выполнены необходимые обязанности.

Тот же самый принцип выражен Павлом в Послании Римлянам 13:8:

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.

В одном из переводов вторая часть стиха звучит так: «но любите друг друга». Опять-таки, важен порядок, сначала: «не оставайтесь должными никому ничем». Это включает в себя все наши законные и моральные обязанности. Сначала мы должны полностью исполнить их, и только тогда мы можем идти далее, к позитивному: «любите друг друга». Христианская любовь несовместима с невыполнением наших законных и моральных обязанностей. Мы можем перефразировать это так: Истинная любовь всегда в первую очередь убеждается в том, что все, что были должны, мы исполнили.

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ «АГАПЕ»

Зачастую христиане имеют неверное представление о Библейской любви. Любовь такого рода это не выражение сентиментального отношения при помощи религиозных клише или сладкозвучных фраз. Кто-то метко назвал такую подделку Библейской любви «сладко-липкое агапе». Апостол Иоанн предостерегал нас от этого, 1-е Иоанна 3:18:

Станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

Настоящая Библейская любовь выражается, прежде всего, в делах, а не в словах.

В Книге Руфь 1:14 мы находим подчеркнутый контраст в поступках двух невесток Ноемини:

Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась (в оригинале: поцеловалась) со свекровью своею, а Руфь осталась с нею.

 

Поцелуй Орфы – видимая форма любви, в то время как Руфь проявила любовь на деле – она осталась со своей свекровью в ее нужде. В час кризиса для меня не слишком важно, кто поцелует меня. Я хочу знать, кто будет стоять рядом со мной.

Книга Притч 27:5-6 предостерегает:

Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего (от друга), и лживы (обманчивы) поцелуи ненавидящего (поцелуи врага).

Лживая любовь будет льстить нам сладкими речами, когда дела идут хорошо, но предаст нас в час нужды. Истинная любовь будет говорить нам истину. Если необходимо, она укорит нас, не смотря на то, что временами это может по-настоящему ранит нас. Но такая любовь потом не предаст нас.

Показательно то, что Иуда предал Христа поцелуем. Сам Иисус прокомментировал это так в Евангелии от Луки 22:48:

Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Внешнее выражение любви, без соответствующих дел, является предательским.

В Послании Ефесянам 4:15 Павел описывает тот единственный путь, идя которым мы можем достичь духовной зрелости:

Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос.

Другой перевод этого отрывка звучит так:

Говоря истину в любви, мы можем возрастать в Нем (Христе) во всем.

Любовь, не говорящая истину, является фальшивой, в какие бы одежды она не рядилась. Любое общение, стремящееся к тому, чтобы иметь ценность, должно быть основано на взаимной честности. 1-е Иоанна 1:7:

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом.

 

Истинное общение возможно только во свете. Мы не можем иметь общение во тьме. Апостол Иоанн делает два простых, но глубоких утверждений о сущности Бога:

Бог есть свет (1-е Иоанна 1:5).

Бог есть любовь (1-е Иоанна 4:8,16).

Божья любовь не может быть отделена от Божьего света. Божья любовь не действует во тьме.

ЛЮБОВЬ «ПОКРЫВАЕТ», НО НЕ «СКРЫВАЕТ»

Апостол Петр говорит, 1-е Петра 4:8:

Любовь покрывает множество грехов

И опять-таки, здесь есть много недопонимания среди христиан. Петр говорит «покрывает», но он не говорит, что она «скрывает». Петр не говорит о привычке, распространенной во многих христианских группах заметать грех под ковер и затем притворяться, что ничего не случилось и у них все хорошо. Христианская любовь покрывает грех таким же самым образом, как Бог покрывает его. Прежде всего, грех должен быть вынесен во свет. Он должен быть осознан, исповедан, должно произойти покаяние. Если необходимо, должно произойти восполнение убытков. Только после этого грех может быть покрыт истинным Библейским прощением.

Время от времени мы встречаемся с христианскими группами, у которых на устах только одна тема – любовь. Опыт говорит мне, что в такие группы или прокралась доктринальная ошибка или неисповеданный грех, или же то и другое вместе. «Любовь» используется как прикрытие. Если их проблемой является грех, то его, как правило, можно найти в жизни лидеров группы. Если мы начинаем спускаться глубже видимой оболочки и обнажать проблему, то мы сразу же встретимся с обвинениями: «брат, ты не по любви поступаешь!». Позвольте подчеркнуть еще раз: истинная Библейская любовь выражается, прежде всего, в действиях, а не в словах.

Давайте вернемся к притче о первом и втором поприще – к той связи, которая есть между любовью и обязанностью. Мы увидели, что истинная любовь начинается только после того, как мы выполнили наши законные и моральные обязанности. И наоборот, любовь, которая не выполняет этих обязанностей, является поддельной. Существует бесчисленное количество возможных примеров тому, как этот принцип применим в нашей повседневной христианской жизни. Ниже я вкратце приведу примеры некоторых самых распространенных парадоксов, которые я наблюдал в христианской среде.

ИДОЛ ЗАГРАНИЧНЫХ МИССИЙ

Одно время я поддерживал отношения с церковью, которая очень гордилась своей «Программой поддержки зарубежной миссии». Эта община была сравнительно небольшой, но имела непропорционально большой комитет заграничной миссии. Однажды для проведения двухнедельной компании они пригласили проповедника, который специализировался на рекламе работы миссий. Он согласился приехать с таким условием, что его гонорар будет составлять 10% от всех пожертвований, которые будут обещаны для миссий. В течение двух недель было собрано расписок более чем на 50.000$. Ждать исполнения некоторых из этих обязательств пришлось очень долго; часть из них так и не была исполнена вообще. Как бы там ни было, проповеднику не было причины жаловаться на свой гонорар – он получил больше 5.000$ за двухнедельное служение!

В то время как оплачивались эти обязательства для зарубежной миссии, церковь мучилась в долгах по своим собственным местным обязательствам: телефонные счета, оплата чеков и т.д. В конце концов, я обратился к руководству церкви с вопросом о подобном способе ведения дел: «Говоря, что мы жертвуем эти деньги для миссии, мы обманываем самих себя. Люди, от которых, на самом деле, эти деньги идут туда – это наши кредиторы. Для поддержки миссии мы берем деньги, которые принадлежат нашим кредиторам. Но это нечестно и несправедливо. Наши кредиторы могут быть католиками, а миссии, которые мы поддерживаем, протестантские. У нас нет права брать деньги, принадлежащие нашим кредиторам, для поддержки чего-то, что они сами, возможно, не одобрили бы». 

На самом деле, в данной ситуации «зарубежная миссия» была церковным «идолом». Члены церкви приносили жертвы этому идолу, при этом без зазрения совести не исполняли своих обязанностей в собственном доме. Порой намного проще заботится о «далеком поле жатвы», чем проявлять действенность нашей веры среди наших соседей. В Притчах 17:24 сказано:

Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

АЛКОГОЛИКИ ИЛИ ХАРИЗМАТЫ?

Однажды мне довелось сдавать в аренду несколько смежных домов. Один из этих домов снимала супружеская пара, которая не исповедовала христианство, и которые, на самом деле, были алкоголиками. Они регулярно оплачивали свою аренду и поддерживали квартиру в хорошем состоянии. Во время их проживания там, у одной из соседок внезапно умер муж. Первым человеком, кто явил практическое участие в этом горе, была женщина-алкоголик. Она пришла на следующее же утро с чеком на 200 долларов.

Спустя время это пьющая пара выехала, и въехали новые постояльцы – семья, которая проявляла большую активность в харизматических кругах. Эта семья произвела достаточно дорогостоящие покупки для самих себя, но очень редко вносила плату вовремя. Они настолько небрежно относились к присмотру за своими детьми и имуществом, что некоторые соседи жаловались мне на них и грозились обратиться к городским властям.

Однажды я задумался над этой ситуацией. Допустим, если бы я лично не был христианином, и кто-то спросил бы меня: «Каких постояльцев ты бы предпочел: тех алкоголиков или этих харизматов?» Не было бы никакого сомнения о том, каков был бы мой ответ: «Пусть те алкоголики возвращаются хоть прямо сейчас!»

«ПОЗВОЛЬ СЛОВУ ТЕЧЬ, БРАТ…»

Однажды, еще на заре моего служения, я узнал, что определенные люди множат кассеты с моими проповедями и продают их в больших количествах. Никто из них даже не попытался уведомить меня об этом, не говоря уж о том, чтобы попросить разрешения на эту деятельность. Немного позже мне стало понятно, что эта деятельность приносит им существенную материальную выгоду. Я начал посылать им запросы относительно их деятельности и дал понять, что некоторая часть от этой выручки вполне резонно могла бы быть предложена и мне. В ответ я получил заверения в любви и что всё было сделано для того, чтобы «позволить Слову течь, брат!» Но мне не было дано никакого отчета и никакого авторского гонорара.

Более того, эти же самые люди, которые финансово попользовались от моего служения, позднее обвинили меня в том, что моими мотивами является «любостяжание». Но самое плохое заключалось в том, что эти обвинения были сделаны не в лицо, а распространялись за моей спиной. Тогда я задался вопросом: А угодно ли Богу, чтобы Его Слово распространялось с такой подоплекой?

СПОСОБНОСТЬ ТВОРИТЬ ДОБРО – КАЧЕСТВО, ПРИСУЩЕЕ ХРИСТИАНИНУ 

В своем втором послании апостол Петра дает нам список семи ступеней духовного развития, которые должны следовать за нашей исходной верой во Христа (2 Петра 1:5-7). Он увещевает нас проявить в своей вере (в др. переводах – приложить, развить) следующие один за другим качества: 1) добродетель, 2) знание, 3) воздержание, 4) терпение, 5) благочестие, 6) братолюбие, 7) любовь. Это снова возвращает нас к притче о первом и втором поприще. Любовь должна строиться на основании правильного духовного развития. Где не заложен этот фундамент, там истинная христианская любовь никогда не проявится.

Первое, что мы должны проявить в вере – добродетель. Это старое слово подразумевает также: превосходство или действенность. Судя по всему, лишь очень немногие христиане осознают, что способность творить добро в превосходной степени – является неотъемлемым христианским качеством! С другой стороны, в Библии не сказано ни одного доброго слова о лени или глупости. На самом деле, Слово Божье более сурово обличает лень и глупость, и они даже губительнее в своих последствиях, чем пьянство.

В течение пяти лет я был ответственен за подготовку школьных учителей в Восточной Африке. Во время обучения многие из наших студентов пришли к познанию Христа, и были крещены в Святом Духе. И как я заметил, они ожидали, что после их обращения к Богу, я буду более благосклонен к ним – буду менее требователен при проверке их контрольных и практических работ. Мне пришлось объяснить им, что все будет совсем не так. Я объявил им: «Ну что же, теперь вы – христиане и у вас есть те ресурсы, которых не было до этого. У вас есть Божий мир в сердце, сила молитвы, Дух Святой. Если вы могли выполнять свои контрольные и добиваться успеха в обучении без всего этого, то вы должны быть в два раза более успешными теперь, когда стали христианами. Теперь я ожидаю от вас не меньшего, но большего. Причем не только я, но и Бог!».

Тот же самый принцип применим в каждой сфере, в которой христианин служит и зарабатывает себе на хлеб. Кем бы ни был христианин – учителем, доктором, медсестрой, официантом, механиком, швейцаром – он всегда должен быть на лучшем счету в своем труде. Он должен быть более верным, более надежным, более продуктивным, чем нехристианин.

Многолетний опыт свидетельствует мне, что Господь никогда не призывает человека от неспособности хорошо выполнить мирскую работу и овладеть обычной профессией в «полновременное» духовное служение. Человек всегда должен показать себя на своем мирском рабочем месте, прежде чем Бог решит возложить на него возрастающую духовную ответственность. Верность начинается с малого и недуховного, и лишь потом она может во всей полноте проявить себя в великом и духовном. Иисус очень твердо установил этот принцип в Евангелии от Луки 16:10,11:

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы (Он обращается к верующим людям) в неправедном богатстве (в ваших повседневных и материальных обязанностях) не были верны, кто поверит вам истинное (высокое духовное служение)?

СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ИДУТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

В пятой главе своего первого послания к Тимофею апостол Павел последовательно разбирает обязанности христиан в отношении членов их собственных семей. В связи с этим он говорит (1 Тим. 5:8):

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

Как правило, ответственность за обеспечение семьи в первую очередь лежит на отце. Сюда включено намного больше, чем просто обеспечение пищей, одеждой и финансами. В Послании Ефесянам 5:25-28 Павел сравнивает взаимоотношения между Христом и Церковью со взаимоотношениями мужа и жены. Как Христос освящает Церковь чистой водой Слова, так и на муже лежит ответственность служить своей жене и детям, очищая и освящая их истиной Божьего Слова. Отец должен быть проводником духовной истины для своей семьи.

В Послании Ефесянам 6:4 Павел прямо возлагает ответственность за духовное образование детей на отцов: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Каждый отец имеет два служения, данных ему Богом, от которых он не вправе отстраниться: пророка и священника для своей семьи. Как пророк, он представляет Бога своей семье. Как священник, он представляет свою семью Богу. Для верного исполнения этих обязанностей ему необходимо посвящать определенное время своей семье.

Пожалуй, чаще всего среди тех, кто виновен в том, что не уделяет достаточно времени своим прямым семейным обязанностям, можно обнаружить священнослужителей. Это в равной степени относится и к поместным служителям, и к выездным служителям. Поместный пастор часто настолько занят собраниями, комитетами и церковной работой и консультациям других людей, что ему трудно уделить время дому и семье. Разъездные служители путешествуют по миру подобно странствующим рыцарям Христовым, при этом оставляя позади себя свой дом с женой и детьми мучимых унынием, горечью и бунтом – основной причиной которых было пренебрежения ими. Мне всегда приходит на память слова одного молодого человек, чьи родители многие годы служили миссионерами в Африке: «Это правда, наши родители любили африканцев – да так, что забыли любить нас!» Родителям, не исполняющим свои прямые обязанности, Писание дает такую оценку: «отрекся от веры и хуже неверного». И тут возникает вопрос, как может человек, который хуже неверного, иметь что-то общее с проповедью Евангелия?

Имевшим дары Святого Духа христианам Павел пишет во Втором послании Коринфянам 13:5: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте». Сегодня многие из нас нуждаются в том, чтобы прислушаться к этому предупреждению. Прежде чем использовать религиозное клише о том, что следует «идти второе поприще», давайте убедимся, что мы действительно «прошли первое». Прежде чем говорить о любви, давайте убедимся, что все наши долги оплачены. Проходить второе поприще можно не раньше, чем пройдено первое.

Первая миля: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: