Как молиться и получать просимое (2 часть)

Составляющие успешной молитвы

#1 С уверенностью, без чувства вины 

В предыдущих пяти частях мы в основном рассматривали то, как мы приходим к Богу в молитве. Мы выявили четыре главных условия для правильного приближения к Богу. Во-первых, нам следует отвергнуть свою собственную волю и тем самым открыться для воли Божьей. Во-вторых, нам следует приходить к Богу с верой, с уверенностью в Самом Боге. В-третьих, мы приходим во имя Иисуса. В-четвертых, мы входим в Божье присутствие с поклонением, хвалой и благодарением.

Во второй половине нашего исследования мы пойдем дальше простого прихода к Богу. Мы рассмотрим некоторые составляющие полноценной и успешной молитвы.

В этой части мы поговорим о первом элементе успешной молитвы. Его можно показать с двух сторон: с позитивной и негативной. Позитивная сторона: мы должны молиться с уверенностью и дерзновением. Негативная, мы должны молиться без чувства вины. Это подобно двум сторонам одной монеты. Позитивная сторона – с уверенностью, негативная сторона – без чувства вины. Чувство вины всегда подрывает уверенность.

Давайте посмотрим на некоторые места Писания, которые подчеркивают эту грань успешной молитвы. В первую очередь мы обратимся к Посланию Евреям 4:16:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Здесь даны две причины, почему мы должны иметь такого рода дерзновение. Во-первых, мы обращаемся к Сидящему на престоле. О чем говорит наличие престола? О Царе. И не просто о Царе, но о Царе всех царей, о Господе всех господствующих, о Верховном Правителе вселенной, Который сказал: «Вся власть на небесах и на земле дана Мне». Мы обращаемся к Тому, Кто имеет как власть, так и силу сделать то, о чем мы просим. Он сидит на престоле. Давайте переведем наш взгляд с самих себя, со своих нужд и проблем, и посмотрим на этот славный престол.

Затем, этот престол назван престолом благодати. Благодать это всегда больше того, что мы можем заслужить или заработать. Благодать является одним из ключевых понятий в Новом Завете, и она всегда указывает на что-то, что идет дальше того, что мы можем заслужить или достичь своими собственными усилиями. Таким образом, поскольку этот престол является престолом благодати, то мы не ограничены тем, что мы заслужили, чего можем достичь, или что наши собственные попытки могут дать нам. Итак, молясь, помните, что вы приходите к престолу, и он является престолом благодати.

Далее, вторая причина, почему мы можем приходить с дерзновением – потому что мы были приглашены Богом. Он приглашает нас, чтобы мы могли получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

В своей христианской жизни я всегда осознаю то, что постоянно нуждаюсь в благодати Божьей. Но Писание воодушевляет меня верить, что если я приду за милостью, то я ее получу. Причиной того, что некоторые люди не получают милости, состоит в том, что они просто не видят своей нужды в ней, и в том, что они не приходят в вере для ее получения.

Затем сказано о том, что мы приходим для получения благовременной помощи, т.е. для получения помощи во время нужды. Мы не смотрим на обстоятельства. Мы не говорим: «Что ж, ситуация абсолютно безвыходная и проблемы так велики, что с этим просто ничего нельзя поделать». Именно потому, что это время нужды, и потому, что проблемы слишком велики, поэтому Бог и приглашает нас обратиться к Нему.

Давайте еще раз прочитаем этот стих и постараемся запечатлеть в своем сознании его смысл:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Запомните, это престол благодати, и мы приглашены. Если мы приходим на основании приглашения, то Бог не изгонит нас прочь.

Давайте посмотрим на другое прекрасное место Писания, Послание Евреям 10:19 и 22:

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым…

Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою…

Обратите внимание: дерзновение и полная вера (полная уверенность). Все в этих строках говорит о смелой уверенности. Эта уверенность основана на факте, что кровь Иисуса была пролита ради нас и была кропима в самом присутствии Бога. И эта кровь сейчас говорит за нас, даже когда мы не знаем о том, как молиться.

Обратите внимание, что в обоих прочитанных нами отрывках из Послания Евреям звучит призыв к нам: «давайте, братья». Это важный момент и он имеет двойное значение. Во-первых, это говорит о решении. Во-вторых, это говорит о нашем совместном решении. Это решение принимается более, чем одним человеком. Иногда наша нужда в Боге является не просто нашей личной, но мы приходим к Нему вместе и молимся Ему, как члены одного Тела.

Итак, как было сказано, от нас ожидается, что мы будем приходить к Богу с дерзновением, и не будем приходить под чувством вины. Давайте посмотрим некоторые места Писания, которые говорят о необходимости быть свободными от чувства вины. Вот хорошее место Писания, Псалом 65:18:

Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.

Верю, что это означает следующее: если бы я начал исследовать свое собственное сердце и засомневался в своем праве стоять перед Богом, и начал задаваться вопросом: «действительно ли я прощен?», и сомневаться в Божьей милости и благодати, которую Он предлагает мне принять – тем самым я начал бы думать категориями своих собственных заслуг. И дьявол не упустит возможности напомнить мне обо всех моих плохих делах, ошибках и слабостях. Если дьявол сможет сфокусировать наше внимание на нас самих, на наших слабостях и совершенных ошибках, тогда мы не сможем приходить к Богу с дерзновением. Именно об этом сказано здесь: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Урок состоит в том, чтобы не сосредотачиваться на самих себе. Мы поднимаем свой взор на престол благодати. Мы осознаем, что мы приближаемся к Нему не на основании своих собственных заслуг или своей собственной праведности.

Давид говорит в Псалме 142:1:

Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде (т.е. согласно праведности) Твоей.

Как важно помнить, что основанием нашего дерзновения в молитве является не наша собственная праведность и истина, а Божья праведность и верность.

Апостол Иоанн выражает ту же самую мысль в Первом послании Иоанна 3:21-22:

Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него…

Как видите, мы должны освободиться от осуждения в наших сердцах. Как только мы принимаем мысль, что мы сами имеем какую-то праведность, на основании которой можем приходить к Богу, то результатом этого всегда будет отсутствие полного дерзновения, потому что у нас никогда не будет безупречной праведности. Сами по себе мы не имеем праведности. Наше дерзновение и уверенность не могут основываться на нас самих. Поэтому мы должны найти такое место, где наши сердца не осуждают нас. Мы должны придти на такое место, где мы не уповаем на свою собственную праведность или мудрость, но уповаем на Божью верность, и это производит уверенность.

Павел пишет в Послании Римлянам 8:1:

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…

И далее в этой главе он описывает самую прекрасную картину жизни, которая наполнена Святым Духом и контролируема Им, а также все благословения, привилегии и плоды такой жизни. Но дверью в эту главу и в такого рода жизнь находится в первом стихе: «нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Мы должны сбросить с себя осуждение.

Все это возвращает нас к третьему условию правильного прихода к Богу, о котором мы говорили ранее. Оно заключается в том, что мы приходим к Отцу во имя Иисуса. Когда мы приходим во имя Иисуса, это гарантирует нам, что наши молитвы услышаны Богом. Он не может не слышать нас, потому что мы приходим во имя Его Сына. Но когда мы приходим в имя Иисуса, то это переводит наше внимание с нашей жизни и нашей собственной праведности. Когда мы приходим во имя Иисуса, это означает, что мы верим, что наши грехи прощены, и мы приняты Богом как Его дети. Мы приходим как дети Божьи, а не как попрошайки. Вот так нам заповедано приходить к Богу и это доставляет удовольствие Ему.

В Книге Есфирь есть прекрасное описание того, как царица Есфирь вошла в присутствие царя. Это было время величайшей опасности для жизни ее народа. От ее ходатайства зависела судьба всех евреев, но у нее не было приглашения от царя – он давно не звал ее. Она решила сама войти в присутствие царя и доверить свою жизнь в его руки. Сказано, что после трех дней поста она облачилась в свое царское одеяние и вошла в присутствие царя, и он принял ее. Обратите внимание, что она вошла как царица, а не как попрошайка. Есфирь была прообразом Церкви, и Христос желает того, чтобы Его Церковь приходила к Нему как царица, а не как попрошайка. Чтобы она приходила с верой, что по Его благодати и праведности, она получит просимое.

#2  С правильной мотивацией: для Божьей славы 

В предыдущей части мы разбирали первую составляющую успешной молитвы, которая имеет две стороны: мы должны приходить с уверенностью, и не должны приходить с осуждением. Мы сравнили это с двумя сторонами одной монеты. Позитивной стороной является уверенность, а негативной стороной является осуждение. Мы выяснили основные условия, которые позволяют нам приходить без самоосуждения.

В этой части мы будем говорить о второй главной составляющей успешной молитвы: мы молимся с правильной мотивацией. Очень важно знать, какая мотивация молитвы является правильной. Правильным мотивом является то, что просимое нами служит к Божьей славе.

Религиозным людям часто свойственно фокусироваться на внешнем. Они озабочены тем, как люди одеваются, что они кушают, куда они ходят. Во дни фарисеев было выработано множество самого разного рода постановлений и правил, которые те навязывали людям. Например, кушать неумытыми руками было грехом. Как правило, религия начинается с внешнего и сосредоточена на наружном. Для религиозных людей трудно понять, что Бог начинает с внутреннего и производит внешние изменения двигаясь изнутри. Бог смотрит глубже внешней оболочки.

Очень наглядный пример этого дан в 16-ой главе Первой книги Царств. Бог послал пророка Самуила в дом Иессея, чтобы помазать одного из его сыновей как будущего царя Израиля. Иессей вывел к Самуилу семь своих сыновей, которые все были прекрасными, красивыми, сильными, стройными молодыми людьми.

Каждый раз, когда Самуил подходил к следующему сыну, он думал: «Должно быть этот будет царем», но каждый раз Бог поправлял его и говорил: «Нет, не этот». В конце концов, Господь пояснил Самуилу, Первая книга Царств 16:7:

… Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.

Помните об этом, когда приходите к Господу в молитве. Он смотрит на сердце. В Псалме 7:10 сказано: «Ты испытуешь сердца и утробы». Он является исследователем мыслей и намерений наших сердец. В частности Он исследует наши мотивы. Хотя мы можем просить хорошего в молитве, но Бога заботит еще и то, почему мы хотим этого. Об этом больше сказано в Послании Иакова 4:2-3:

… Не имеете, потому что не просите. 

Есть одна простая и практическая причина, почему многие люди не получают то, что они могли бы иметь от Бога – просто потому что они не просят. Оборачиваясь на свою собственную жизнь, я вижу много ситуаций, в которых мне не хватало вещей, которые Бог мог бы свободно дать мне – причиной этого было то, что я просто не попросил об этом. Итак, запомните, что одной из причин, почему вы и я часто не имеем чего-то, хотя есть воля Божья на то, чтобы мы имели это – мы просто не просим этого. Однако это не единственная причина. В следующем стихе Иаков пишет следующее:

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Обратите внимание, здесь говорится о людях, которые молятся, однако все равно не получают, потому что они молятся с неправильными мотивами. В частности Иаков говорит, что использовать просимое для самоудовлетворения – это неправильно.

Эти слова возвращают нас к разнице между ветхой и новой природой, о чем мы говорили в одной из предыдущих частей. Помните слова Павла, что нам следует «совлечься ветхого человека», а после этого «облечься в нового человека». Мы говорили о том, что наш ветхий человек является бунтарем: он ищет самоутверждения, он эгоистичен, он наполнен своими собственными желаниями и нуждами. «Я хочу это… хочу то… Я думаю так… Мне нравится это…». И Бог не торгуется с ветхим человеком. На самом деле Бог имеет только одно средство от ветхой природы – это ее смерть. Но благая весть Евангелия заключается в том, что эта смерть свершилась в Иисусе Христе, когда Господь умер на кресте. Наша ветхая природа была распята с Ним.

Но это должно проявиться, стать реальностью в жизни каждого из нас – чтобы каждый из нас на основании того, что Иисус сделал на кресте, совлекся ветхого человека с его сосредоточенностью на себе, исканием своего, самоудовлетворением и акцентом на своих собственных нуждах. До тех пор, пока мы продолжаем молиться с такими мотивами, наше сердце неправо пред Богом и поэтому вполне вероятно, что Бог не даст нам того, о чем мы молимся, хотя то, о чем мы молимся, само по себе может быть хорошим.

Поэтому мы задаемся вопросом: «Каким же является правильный мотив для молитвы?» Иисус очень ясно установил его в Евангелии от Иоанна 14:13:

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. 

Это самое всеобъемлющее обетование – все, чего мы попросим, Иисус сделает. Однако обратите внимание, на каком основании Он сделает это – чтобы Отец мог быть прославлен в Сыне. Таким образом, правильный мотив для молитвы – чтобы ответ на нее мог принести славу Богу.

На самом деле это не просто правильный мотив для молитвы, но это правильный мотив для всей нашей жизни вообще. Высшая цель жизни – верно прославить Бога. Величайшей привилегией для любого Божьего творения является способность принести славу Ему, и молитва является одним из способов, при помощи которого Бог дает нам возможность прославить Его, когда наши молитвы отвечены во имя Иисуса.

Итак, мы говорим о том, что есть только один правильный мотив для молитвы, и он заключается в том, чтобы прославить Бога. Мы можем посмотреть на это с другой стороны. Мы можем увидеть в этом саму сущность греха. Сущность греха, т.е. неправильной жизни – это обворовывать Бога в той славе, которая по праву принадлежит Ему.

Многие люди не понимают этого, но об этом несколько раз сказано в Послании Римлянам. Например, вот как апостол Павел описывает то, как все человечество отвернулось от Бога и спустилось в жизнь тьмы, невежества, нечестия и суеты. Павел описывает шаги, которые ведут путем этого ужасного схождения в бездну тьмы и греха. Послание Римлянам 1:21:

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.

Какими были первые две ступени вниз? Первая ступень: они не прославили Бога. Вторая ступень: они не возблагодарили Бога. И когда люди сделали эти два первых шага вниз, они вступили на скользкий путь вниз, который в конечном итоге ведет к такому ужасному состоянию, о котором страшно и подумать. Поэтому в молитве мы должны быть очень осторожны, чтобы не повторить этих ошибок. Мы должны быть внимательны в том, чтобы начинать с мотивацией прославить Бога и с выражения благодарности Ему.

Павел снова напоминает нам об этом в Послании Римлянам 3:23:

…Потому что все согрешили и лишены славы Божией.

В чем сущность греха? Необязательно грабить банк, совершать прелюбодеяние или делать что-то ужасное в глазах религиозных людей. Сущность греха в том, что мы не живем для славы Божьей, что наши жизни лишают Бога славы, которая по праву принадлежит Ему. С другой стороны, жизнь праведности основанной на вере, возвращает Богу Его славу. В Новом Завете нам дается пример Авраама и говориться о том, как Авраам держался за Божье обетование о наследнике, вопреки всем своим трудностям и всем обстоятельствам, которые, казалось бы, складывается против этого. Павел пишет об Аврааме в Послании Римлянам 4:20-21:

Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

Обратите внимание, что Авраам, держась Божьего обетования верой, воздал славу Богу. Он покончил с негативным результатом греха, и этого Бог желает от каждого из нас, кто верит в Него и приходит к Нему через Иисуса. Бог желает освободить нас от негативного давления греха и восстановить правильный мотив и правильную цель нашей жизни, которая воздает славу Богу. Поэтому, когда наша молитва мотивирована прославлением Бога, тогда Бог говорит что действительно чудесное. Он говорит, что все обетования доступны нам. Вот что утверждает Второе послание Коринфянам 1:20:

Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас.

От этих слов просто захватывает дух! Не имеет значения, сколько обетований сделал Бог – кто-то подсчитал, что Бог в Писании сделал около 8000 обетований – все они «да» во Христе. Когда мы приходим к Богу во Христе с Его обетованием, Он никогда не скажет: «Не надо воспринимать это обетование буквально», или «Это обетование не для тебя». Он говорит, что все они «да». В ответ на Божье «да», мы с верой говорим «аминь». И это наше «аминь» в сцепке с Божьим «да» делает это обетование нашим. Но наше «аминь» служит для славы Божьей. Давайте прочитаем это место еще раз в другом переводе:

Не имеет значения, как много обещаний сделал Бог, все они «да» во Христе. И через Него «аминь», произносимое во славу Богу. 

Вот правильный путь для получения обетований Божьих – мы провозглашаем их для славы Божьей. Перефразирую это по-другому и оставлю эти  слова вам для размышления: «Каждое обетование, которое подходит для моей ситуации и восполняет мою настоящую нужду – оно для меня, если я предъявляю свое право на него во имя Иисуса и для славы Божьей».

#3  Из правильных взаимоотношений 

В двух предыдущих разделах мы говорили о двух важных элементах успешной молитвы. Во-первых, мы молимся с дерзновением, а значит без чувства осуждения. Во-вторых, мы молимся с правильным мотивом – просимое нами служит для славы Божьей.

В этой части мы рассмотрим следующий важный элемент успешной молитвы – мы молимся из правильных взаимоотношений. Очень часто христиане пренебрегают этим условием, хотя Библия много говорит об этом.

Давайте начнем с Нагорной проповеди, которая является чем-то вроде устава христианской жизни. Иисус говорит в Евангелии от Матфея 5:23-24:

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Это сказано на языке жертвенной практики Ветхого Завета, но смысл этих слов применим и к жизни в Новом Завете. Сегодня мы не идем к буквальному алтарю, чтобы принести на нем жертвенное животное, но мы входим в присутствие Божье, чтобы поклониться Ему. Иисус говорит: «Если ты, идя помолиться Богу, вдруг вспомнишь, что твой брат имеет что-то против тебя – ты как-то обидел, ранил его или причинил ему вред, и не уладил это с ним – тогда оставь твое приношение перед алтарем (а молитва это тоже приношение Богу). Не иди молиться, но прежде вернись к своему брату, реши с ним этот вопрос, а потом приходи со своим приношением (со своей молитвой)».

Эти слова Христа ясно показывают, что мы не можем ожидать, что Бог услышит наши молитвы, если мы молимся имея неправильные взаимоотношения с другим верующим. Если мы хотим, чтобы наша молитва была услышана, тогда, прежде всего, мы должны вернуться к тому верующему и привести наши взаимоотношения в порядок.

Я не раз убедиждался в этом на собственном опыте. Ища Бога в молитве, я видел, как Святой Дух возвращал мое сознание к чему-то, что я сказал или сделал неправильно, к чему я должен вернуться и привести в порядок.

Помню как много лет назад одна из наших дочерей, которой тогда было около 12 лет, сделала нечто, что вызвало мое негодование и я выругал ее. Но я слишком сильно разозлился и зашел в своем гневе намного дальше, чем заслуживал ее проступок. Помню, что в течение следующих 24 часов, каждый раз когда пытался молиться, все о чем я мог думать были слова, которые я сказал своей дочери. В конечном итоге я смирил себя, пошел к дочери и сказал: «Я сожалею о том, что так разозлился на тебя. Это было несправедливо. Пожалуйста, прости меня». И после этого я получил удивительную свободу в молитве. Итак, запомните, не приходите с вашим даром к Божьему алтарю, если есть что-то между вами и одним из ваших братьев. Возможно, это один из членов вашей семьи.

Павел указывает на тот же самый момент, говоря о молитве в Первом послании Тимофею 2:8:

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

Обратите внимание на два условия. Прежде всего, что мы поднимаем к Богу святые руки. Слово святые означает, что наши руки не были запачканы какими-либо злыми делами или действиями, что наша ежедневная жизнь и образ нашей жизни приемлем Богу. Но затем Павел переходит к вопросу наших взаимоотношений. Он говорит о гневе и несогласиях, раздорах, ссорах (в синодальном переводе говорится о сомнениях). Могу сказать вам твердо, что очень тяжело молиться такой молитвой, на которую ответит Бог, в доме, который наполнен склоками и ссорами. Или в церкви, которая наполнена раздорами и распрями. Увы, но слишком часто очень много раздражения и ссор в церквях, и даже среди членов церковных советов – а после этого они обращаются к Богу и молятся. Однако в ответ на их молитвы ничего не происходит, потому что, как сказал Павел, прежде всего мы должны отложить гнев и ссоры. Мы должны молиться, имея мир и правильные взаимоотношения, примирение и гармонию.

Апостол Петр применяет этот принцип к отношениям между мужем и женой. Он пишет в Первом послании Петра 3:7:

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Обратите внимание, что если мужем и женой неправильные взаимоотношения, то, скорее всего, это послужит препятствием для их молитв. Бог не будет двигаться в ответ на их молитвы, пока эти взаимоотношения не будут налажены, и, в первую очередь, Бог возлагает ответственность за наведение порядка во взаимоотношениях на мужа. Он говорит: «Обращайтесь благоразумно с женами вашими». Помните о том, что жена является слабым сосудом.

Если люди этого мира встречают кого-то, кто слаб, то им свойственно относиться к ним с презрением, или унижать, или подавлять их, но дух Евангелия совершенно другой. Павел говорит: «именно потому, что она является слабым сосудом, оказывай ей особую честь, и помни, что она является сонаследницей благодатной жизни».

Насколько я понимаю, согласно тогдашним законам, если два человека являлись сонаследниками какого-то имущества, то они могли претендовать на наследие только вместе – никто не мог претендовать отдельно от другого. Верю, что именно это происходит, когда муж и жена являются христианами. Они имеют прекрасное наследие в Боге, на которое они имеют право, но ни один из них не может заявлять свои права на него отдельно от другого. Каждый из них нуждается в другом, для того чтобы войти в наследие. Это означает, что они имеют право на него, имея правильные взаимоотношения друг с другом.

Как мы можем достичь такого рода правильных взаимоотношений, о которых здесь говорится? Верю, что ключевым словом является слово «прощение». Так часто, первое, что мы должны сделать, приходя к Богу, это практическое прощение других людей. Это является неотъемлемой частью молитвы «Отче наш», которая является образцом молитвы для всех христиан. Иисус сказал нам молиться таким образом, Евангелие от Матфея 6:12:

…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Обратите внимание, что мы не имеем права просить прощение от Бога в большей степени, чем мы прощаем других людей. Если мы полностью прощаем других, то мы можем просить полное прощение от Бога. Но если мы не простили кого-то, или что-то, тогда мы не можем претендовать на полное прощение от Бога. И пока мы не имеем полное прощение от Бога, в наших молитвах будут большие препятствия.

В молитве «Отче наш» Иисус говорит о долгах и должниках, но когда Он объясняет эту молитву несколькими стихами ниже, Он говорит, Евангелие от Матфея 6:14-15:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Таким образом, долги, о которых идет речь, это не только денежные долги. Это включает в себя все самые разные обязательства в нашей жизни. Если кто-то обязан что-то нам, и когда он не исполнил свои обязанности, и мы не прощаем его; и когда кто-то, в той или иной форме, согрешил против нас, а мы держим это против него, тогда наш Отец также не простит наши прегрешения, и мы не сможем придти к Нему с чистой совестью и свидетельством полной веры, чтобы принять ответ на наши молитвы.

На кого же Бог возлагает обязанность прощать? Он возлагает эту обязанность на того, кто молится. Вы можете сказать: «Я буду молиться, хотя знаю, что у меня есть чувство обиды к другим людям, но если они придут ко мне и попросят прощения, тогда я, конечно же, прощу их». Но так это не работает. Вы должны простить их, даже если они никогда не придут к вам, даже если они не осознают, что обидели вас. Если вы хотите, чтобы Бог ответил на ваши молитвы, вы должны начать с прощения этих людей.

Послушайте, что сказал Иисус в Евангелии от Марка 11:25:

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Иисус сказал: «Прощайте, если что имеете на кого». Это включает все и всех, без исключения. И Он возложил на молящегося человека обязанность прощать от сердца. Затем Он сказал: «Если вы простите, тогда ваш Отец простит вас. Если вы не простите, тогда ваш Отец не простит вас».

В другом месте Иисус рассказал притчу о слуге, который задолжал своему господину десять тысяч талантов (что равняется приблизительно шести миллионам долларов) и не смог заплатить, поэтому он умолял своего господина о милости и господин простил ему весь долг. Но после этого он вышел и встретил другого слугу, который был должен ему сто динариев (около семнадцати долларов) и потребовал выплатить долг. И не смотря на то, что второй слуга умолял о милости, он отказался оказать в милости ему, а бросил его в тюрьму. Когда господин услышал об этом, он сильно разгневался на непрощающего слугу и сказал ему: «Ты – злой раб», и отдал его в тюрьму со словами: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всего своего долга».

Эта притча говорит о том, что каждый из нас задолжал Богу астрономическую сумму – поверьте, это намного больше шести миллионов долларов. Но если мы просим у Господа милости, Он простит нам, но с одним условием, что мы должны будем простить других людей. Но если мы удержим что-то против другого, который должен нам, тогда Бог оставит за Собой право иметь претензию к нам, в отношении того, что мы должны Ему. Это вопрос разрыва долговых бумаг.

Помню, как однажды я проповедовал на эту тему, и произнес такие слова: «Возможно, здесь есть женщина, которой ее муж задолжал больше, чем можем заплатить. Вы держите в руках ворох его долговых расписок, но Бог держит в Своих руках большую пачку ваших долговых расписок. Бог говорит: «Если ты разорвешь свои расписки, то Я разорву Мои. Но если ты оставишь свои, тогда Я оставлю Свои». По окончании этой проповеди ко мне с сияющим лицом подошла одна леди. Это было хорошо одетая и образованная женщина, которой было немногим за тридцать лет. Он сказала: «Мне бы хотелось сказать вам, мистер Принс, что я только что разорвала долг примерно на тридцать тысяч долларов!» При этом ее лицо просто светилось.

Итак, помните, если вы собираетесь приходить к Богу и дюостигать успеха в молитве, тогда вы должны разорвать все долги других людей, которые скопились у вас.

#4  Направляемые Святым Духом 

Мне приятно снова быть с вами, продолжая совместное изучение темы, которая имеет огромное практическое значение для всех нас. Тема наших занятий звучит так: «Как молиться и получать просимое».

Мы уже рассмотрели три важных элемента успешной молитвы. Во-первых, мы должны молиться с дерзновением, без осуждения. Во-вторых, мы должны молиться с правильной мотивацией, и такой мотивацией является стремление прославить Бога. В-третьих, мы должны молиться, имея правильные взаимоотношения – мы обязательно должны простить других людей, мы должны отложить в сторону гнев и раздоры, потому что все это препятствует нашим молитвам, особенно это препятствует молитвам мужа и жены.

В этой части мы рассмотрим следующую важную составляющую успешной молитвы. Мы поговорим о той роли, которую Святой Дух играет в наших молитвах. Это можно выразить очень просто: только такая молитва угодна Богу, которая направляема Святым Духом. Надо сказать, что это касается не только наших молитв. Это касается каждой сферы христианской жизни. Только такая христианская жизнь угодна Богу, которая находится под водительством Святого Духа. Апостол Павел указывает на это в Послании Римлянам 8:14:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Быть водимым Святым Духом, вот что делает человека сыном Божьим.

Видите ли, чтобы стать дитем Божьим вы должны родиться от Божьего Духа. Это первоначальный опыт, без которого вы не сможете войти в христианскую жизнь. Но чтобы жить (и возрастать) как дитя Божье вы должны быть постоянно водимы Духом Святым, Духом Божьим. Множество людей, которые пережили рождение свыше, так и не узнали, как быть водимым Святым Духом Божьим в своей христианской жизни. В частности это относится к молитвенной жизни.

Затем, Павел применяет этот принцип к молитве. Он пишет в Послании Римлянам 8:26-27:

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Павел говорит, что мы имеем определенную слабость. Все мы имеем эту немощь. Это не физическая немощь, это даже не психологическая немощь – это просто часть нашей ветхой, плотской природы. И вот в чем выражается эта немощь: мы не знаем, о чем (или как) молиться, как должно.

Есть разные варианты перевода этого стиха. В одних сказано, что мы не знаем о чем молиться. В других сказано, что мы не знаем, как молиться. Верю, что и то, и другое справедливо. Мы не знаем, о чем молиться, и мы не знаем, как молиться. Порой мы думаем, что мы знаем, о чем молиться, но все равно не знаем, как молиться об этом. Иногда мы не знаем ни о чем молиться, ни как молиться. Мы находимся в недоумении.

Бог помогает нам тем, что посылает нам Святого Духа. Он является Помощником, Утешителем, Который приходит чтобы помочь нам вести такой образ жизни и молится такого рода молитвами, в которых мы нуждаемся. Слова Павла можно перефразировать таким образом, что когда Святой Дух придет, Он встанет за штурвал рядом с нами и положит Свои руки на наши, и когда мы позволим Ему направлять нас, Он будет вести нашу молитву в нужном направлении и выражать ее через нас.

Павел выражает это очень личным образом. Он говорит: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». А в следующем стихе он говорит: «Он ходатайствует за святых по воле Божией». В определенном смысле, секрет успешной молитвы состоит в том, чтобы передать себя Святому Духу, сознательно и добровольно подчинить себя Ему, и позволить Ему молиться через вас той молитвой, которой действительно необходимо молиться.

Обратите внимание, Павел говорит, что такого рода молитва может проходить разным образом. В частности здесь сказано о воздыханиях, слишком глубоких, чтобы выразить их в словах. Мне приходилось присутствовать во время того, как люди молились такого рода молитвой. Это очень волнующая, глубокая, и почти пугающая молитва. Важно понять, что многие вещи, о которых нам действительно необходимо молиться, слишком глубоки, чтобы выразить их словами. Обычные слова из нашей повседневной жизни просто не соответствуют тому, что нам надо выразить в молитве.

Видите ли, глубоко внутри каждого из нас есть что-то намного большее нашего ограниченного разума. Библия называет это духом человека. Наш дух всегда жаждет и алчет Бога. Наш дух томится по Богу. В нашем духе заключено то, что стремится к выражению в молитве к Богу. Но до тех пор, пока мы связаны тем, что наш слабый ограниченный ум может воспринять и признать обоснованным и разумным, наш дух не может полностью выразить себя. Поэтому для того, чтобы высвободить наш дух в молитве, Святой Дух делает это через воздыхания, которые слишком глубоки для выражения словами. Это один из видов молитвы и один из способов того, как Святой Дух высвобождает наш дух.

В другом случае Дух Святой может помочь нам в молитве, дав нам правильную молитву на нашем родном языке. И хотя слова этой молитвы мы уже понимаем, однако это молитва дана Святым Духом, и явно, что мы не могли бы придумать ее сами.

Я очень хорошо помню, как это впервые произошло со мной. Я был солдатом британской армии и еще не знал Господа Иисуса лично. Христианская семья из того города, где наша часть была расквартирована, пригласила меня и моего сослуживца к себе домой на воскресный ужин. Мы пришли к ним домой, и я понял, что никогда не бывал в подобном месте – все члены этой семьи были посвященными христианами. Когда все собрались за столом, они начали с того, что попросили Бога благословить пищу. Никогда в своей жизни я не бывал в доме, где кто-нибудь делал такое. Но после того как я немного приспособился к обстановке, я нашел, что ужин был очень вкусным и по ходу приема пищи совершенно успокоился. Но затем, по окончании трапезы, без всякого предупреждения все начали молиться. Вокруг овального стола нас сидело семь или восемь человек, и очень скоро я обнаружил, что люди молятся по очереди, друг за другом. И я понял, что моя очередь приближается, и приближается очень быстро. Никогда раньше я не молился вслух в присутствии других людей. Я был буквально парализован страхом. И когда подошла моя очередь, у меня не было никакого представления, что делать. Я просто открыл свой рот и из него вышли такие слова: «Господи, верю. Помоги моему неверию». На тот момент я не подозревал, что это слова из Библии! Но видимо это была та молитва, которой мне необходимо было молиться. Я совершенно не обдумывал ее заранее. Святой Дух дал мне ее.

Итак, мы обсудили два способа, которыми Святой Дух помогает нам молиться. Во-первых, через воздыхания, которые слишком глубоки для слов. Во-вторых, давая нам молитву на нашем родном языке, но которую мы не смогли бы придумать сами.

Есть еще третий способ, которым Святой Дух может помочь нам молиться – это молитва на иных, незнакомых языках. Конечно же, о молитве такого рода много раз упоминается в Новом Завете. Некоторые люди находят это трудным для понимания. Но в том-то и суть, что это невозможно понять до конца. Это одна из тех деятельностей нашего духа, которая выходит за рамки способностей полного понимания нашим ограниченным умом. Но, слава Богу, что христианский опыт не ограничивается тем, что может понять наш разум. Слава Ему, что мы имеем Бога, Который больше нашего ограниченного ума, и что один из способов, при помощи которого Он освобождает нас от диктатуры нашего ума над всей нашей жизнью, это молитвенный язык, даваемый нам через Святой Дух. Мы молимся на реальном языке, но который мы сами не понимаем. Мы просто предоставляем себя Святому Духу и позволяем Ему молиться через нас на этом новом языке о том, о чем необходимо молиться.

Сегодня миллионы людей по всему миру вошли в это переживание и нашли его точно соответствующим тому, что написано об этом в Новом Завете. Послушайте, что об этом пишет Павел в Первом послании Коринфянам 14:2,4:

Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом. 

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя…

Итак, что мы делаем, когда молимся на этом незнакомом молитвенном языке? Павел говорит, что мы делаем три вещи. Во-первых, мы говорим напрямую Богу, а не людям – что само по себе является привилегией – быть способным говорить напрямую Всемогущему Богу. Во-вторых, в нашем духе мы говорим тайны, которые слишком глубоки, чтобы быть осознаны нашим ограниченным умом. В-третьих, когда мы говорим на незнакомом языке, то, по словам Павла, мы назидаем или устрояем себя духовно, даже когда наш ум на самом деле не понимает, что происходит.

Апостол Павел снова возвращается к этому вопросу в Первом послании Коринфянам 14:14-15:

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

Обратите внимание, что мы имеем свободу выбора, как молиться. Иногда мы молимся умом. Мы молимся словами, которые мы понимаем, доверяя тому, что Святой Дух будет корректировать нас. Иногда мы даем отдых нашему уму и позволяем Святому Духу взять под контроль наш дух, молясь на таком языке и такими словами, которые мы сами не понимаем. Но, согласно Писанию, мы знаем, что мы говорим Богу, что мы говорим тайны, мы делимся Божьими тайнами, и что назидаем самих себя.

Далее, следующей важной истиной является то, что молитва является основным оружием в духовной войне. Апостол Павел пишет об этом в Послании Ефесянам 6:18:

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…

Эти слова сказаны в контексте духовной войны. Молитва, среди прочего, является сильнейшим духовным оружием. Я сравниваю ее с современными межконтинентальными баллистическими ракетами, которые могут быть запущены с одного континента для поражения укреплений или стратегических объектов на территории врага на другом континенте, за десятки тысяч километров. Но для того, чтобы ракета выполнила свою задачу и достигла цели, ее бортовой компьютер должен быть правильно запрограммирован. Это как небольшая притча. Если мы действительно молимся в Святом Духе, тогда Он программирует компьютер. Он определяет цель нашей молитвы.

В заключение этой части давайте прочитаем слова апостола Павла в Послании Ефесянам 3:20-21:

А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Обратите внимание, что ответ на наши молитвы зависит от силы, которая действует внутри нас. Какая это сила? Конечно же, это сила Святого Духа. Чем больше Он действует внутри нас, тем более эффективными становятся наши молитвы.

#5  Согласующаяся с Божьим Словом 

Мне приятно снова быть с вами. В предыдущих частях мы уже рассмотрели четыре составляющие успешной молитвы. Во-первых, мы молимся с дерзновением, без чувства вины. Во-вторых, мы молимся с правильной мотивацией – для Божьей славы. В-третьих, мы молимся исходя из правильных взаимоотношений с окружающими, особенно, с самыми близкими нам людьми. В-четвертых, наши молитвы направляемы Святым Духом.

В этой части мы рассмотрим еще одну важную составляющую успешной молитвы – мы молимся в соответствии со Словом Божьим. В предыдущей части мы говорили о той роли, которую Святой Дух должен играть в наших молитвах. Мы читали слова Послания Римлянам 8:14:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Писание показывает нам, что для того чтобы быть сыновьями Божьими мы должны быть водимы Святым Духом. Затем апостол Павел применяет это к нашим молитвам, Послание Римлянам 8:26-27:

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Мы говорили о том, что искусство успешной молитвы в определенном смысле заключается в том, чтобы знать, как подчиниться Святому Духу, позволить Ему вести нас и молиться через нас той молитвой, которой необходимо молиться. Мы говорили о том, что Святой Дух может делать это различными способами. В данном отрывке Павел упоминает «воздыхания неизреченные», и мы говорили о том, что очень часто то, о чем необходимо молиться, слишком глубоко, чтобы возможно было выразить его словами – наш разум не сможет подобрать необходимых слов. В другое время, Святой Дух дает молитву на нашем родном языке. Но и эта молитва приходит от Бога, а не из нашего ума. Наконец, есть время, когда Святой Дух может дать нам молитву на молитвенном языке, на ином языке, который мы не знаем, который минует наше понимание, но делает нас способными общаться с Богом, дух к Духу. Вот те различные способы молитвы, которые нам предоставляет Святой Дух.

Но в этой части мне бы хотелось поговорить об очень важном принципе, о котором мы всегда должны помнить. Этот принцип звучит так: Дух Божий всегда действует вместе со Словом Божьим и через Слово Божье. Повторю это еще раз, потому что это очень важно: Дух Божий всегда действует вместе со Словом Божьим и через Слово Божье. Поэтому недостаточно быть открытым к Духу Божьему, мы должны сопоставлять духовные проявления со Словом Божьим. Дух Божий всегда действует совместно со Словом Божьим. Это сотрудничество происходило еще при сотворении вселенной, о чем сказано в Псалме 32:6:

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их.

Многие переводы говорят о «Его дыхании», однако в оригинале стоит именно слово «дух», причем его следует писать с заглавной «Д» – Божий Дух. Таким образом, Словом Господа и Его Духом были сотворены небеса и все наполняющее их. Другими словами, все творение было произведено при помощи этих двух: Духа Божьего и Слова Божьего. Именно их сочетание и взаимодействие сотворило всю вселенную.

Если мы обратимся к первой главе книги Бытие, то там мы увидим, как это происходило в действительности. Бытие 1:2-3:

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 

Обратите внимание, что Дух Божий был уже там и двигался, но ничего не происходило. Но в следующем стихе сказано:

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

«Сказал Бог» означает, что Слово Божье вышло. Итак, где уже был Дух Божий, там вышло Слово Божье, и взаимодействие Духа и Слова Божьего произвело творение. Бог сказал слово «свет» и появился свет.

Здесь сокрыта потрясающая истина – через нас может действовать вся творящая Божья сила, когда Божий Дух и Божье Слово взаимодействуют в наших молитвах. Мы можем быть очень слабыми и немощными в своих глазах, но если мы сможем стать каналами Божьими, которые не препятствуют течь Духу и Слову Божьему, если мы подчинимся, станем послушными и гибкими, тогда вся сила Божья, которой Он творил вселенную, может действовать через наши молитвы. Потому что для сотворения всей вселенной потребовалось лишь только эти два: Дух Божий и Слово Божье. И они могут действовать в наших молитвах, если мы знаем, как подчинить себя им и позволить им действовать через нас.

Приведу вам пример неограниченной силы молитвы всего лишь одного человека, когда через него действовали Дух Божий и Слово Божье. Это пример пророка Ильи. Вот что говорится о нем в Новом Завете в Послании Иакова 5:17-18:

Илия был человек, подобный нам…

Обратите внимание, что он ничем не отличался от нас. Он был человеком подобным нам.

…и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.  И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

Итак, Илья был человеком, не отличающимся от нас, но своей молитвой он взял под контроль дождь в земле Израиля на три с половиной года. Если задуматься над этим фактом, то от него просто захватывает дух, не правда ли? Тем не менее, не говорится о нем как о каком-то совершенно выдающемся человеке, непохожим на нас, но он обозначен как бросающий вызов пример. Он показан в качестве примера и апостол Иаков утверждает, что мы тоже можем делать подобное.

В чем же был секрет молитвы Ильи? Верю, в том, что его молитва была основана на Слове Божьем. Что в своей молитве он высвободил своей верой неограниченную силу Божьего Слова, соединенного с Божьим Духом. Илья не молился по своей собственной инициативе. Он не выдумывал свои собственные молитвы, но молился согласно откровению Слова Божьего.

Давайте рассмотрим события, которые происходили с участием Ильи на горе Кармил. Он бросил вызов пророкам Ваала, чтобы они свели с неба огонь на свою жертву. Они молились Ваалу целый день, прыгая вокруг жертвенника и коля себя копьями, доводя себя до неистовства, однако ничего не происходило. В конце дня Илья построил свой жертвенник и возложил на него свою жертву. И после этого он помолился очень простой молитвой. Без криков и воплей, не прыгая вокруг жертвенника. Но его молитва была основана на Слове Божьем. Послушайте его слова в Третьей книге Царств 18:36:

Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему.

В чем ключ? Он выражен в последней фразе: «Я сделал все по слову Твоему». Другими словами, Илья говорит: «Я ничего не выдумывал сам от себя. Я не следовал своим собственным побуждениям или идеям. Я не основывал свои действия на человеческой философии какого-либо рода. Но я основывал все, что сделал, на Твоем Слове, Господи. И поэтому теперь я могу ожидать, что Ты постоишь за меня, потому что Ты всегда стоишь за Своим Словом».

Какое слово Бог дал Илье, которое давало ему право молиться о дожде: удерживать дождь или чтобы послать дождь? Прежде всего, давайте посмотрим, что Писание говорит об удержании дождя. Перед входом Израиля в Обетованную землю, Бог предупредил народ через Моисея. Это записано в книге Второзаконие 11:16-17:

Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам.

Обратите внимание, Бог сказал Израилю: «Если вы отвернетесь от Меня, и будете поклоняться другим богам (а именно это делал народ Израиля во времена Ильи), тогда Я заключу небо, и не будет дождя». Таким образом, когда Илья молился Богу, чтобы Тот заключил небо, то все, чего он просил, чтобы Бог встал за Своим Словом, которое уже было дано. За его молитвой стоял авторитет Самого Бога.

Далее, после того, как царь Соломон закончил строительство храма, при его посвящении он молился молитвой, которая записана в Третьей книге Царств 8:35-36:

Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.

Вот Библейское основание для прошения дождя. Когда Божий народ обратится, покается и будет молиться Богу, тогда, говорит Бог, у народа будет Библейское основание просить дождь. Таким образом, и для прекращения дождя, и для прошения дождя, Илья имел основание в Слове Божьем для того, о чем он молился. Вот на какой авторитет он опирался, и вот объяснение эффективности его молитв.

Затем, в том же самом контексте Иаков говорит в той же самой главе о молитве за больных. Послание Иакова 5:14-15:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Каким является основание для этой молитвы веры? То же самое, что и для молитвы Ильи. То, что мы делаем, мы делаем в соответствии со Словом Божьим. Это помазание больных елеем является прекрасным прообразом, потому что елей является символом Святого Духа. Но для того, чтобы высвободить силу Святого Духа, необходимо быть в послушании Божьему Слову. Таким образом, когда мы действуем по Слову Божьему и делаем то, что говорит Слово, и помазываем больных елеем, наше послушание Божьему Слову высвобождает силу Святого Духа в исцелении больных.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: