Кто такой Дух Святой?

Библия является вдохновенным сверхъестественным откровением о Боге. Но Бог настолько отличается от нас, что порой откровение о Нем с трудом помещается в рамки нашего ограниченного человеческого языка.

В Боге навечно соединены Его единственность и множественность. Это ‒ тайна, с которой мы сталкиваемся, открывая первую страницу Библии: «В начале Бог сотворил небо и землю».

В оригинальном еврейском тексте слово «Эллохим» (Бог) содержит в себе множественность, а глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе. Другими словами, множественность и единственность переплетаются.

Далее, в Бытии 1:26 мы снова встречаемся с комбинацией множественности и единственности:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…».

Глагол «сказал» стоит в единственном числе, а слово «сотворим» и «нашему» – во множественном. Такая комбинация повторяется и в других местах Священного Писания.

Прослеживая дальнейшее развитие библейского откровения, мы видим появление трех отдельных личностей, каждая из которых является Богом: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Святой Дух. И первой личностью, о которой мы находим упоминание, является Святой Дух: «…и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).

Свет рассказывает притчу

Мы никогда не сможем объяснить Бога, но мир, который Он сотворил, полон притч, проповедующих о Нем. Одной из таких говорящих притч является свет. Свет ‒ неотъемлемая часть нашей ежедневной жизни, и обычно мы не уделяем ему много внимания, но он может помочь понять множественность в двух ее формах.

Обычно свет отображается тремя основными цветами: синим, желтым и красным. А в радуге он проявляется в семи цветах: красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Таким образом, в единстве света проявляется троичность основных цветов и семь оттенков радуги.

Число «семь» в Священном Писании связано со Святым Духом. Откровение 4:5 говорит о «семи духах Божьих». В Книге пророка Исаии 11:1-2 мы находим пророчество о том, что Дух Святой проявится в служении Иисуса как Мессии (Помазанника). Пророк перечисляет семь отличительных аспектов Святого Духа: Он ‒ Дух Господень, то есть говорит от первого лица как Бог, Дух мудрости, Дух разумения, Дух совета, Дух крепости, Дух ведения, Дух благочестия (в оригинале – «Дух страха Господня» – прим. ред.).

Примечательно, что даже Иисусу нужно было сбалансировать знание страхом Господним. В противном случае знание само по себе является источником гордости: «…знание надмевает…» (1 Кор.8:1).

В Деяниях 13:2 Дух Святой очень ясно представляется как Бог. Обращаясь к лидерам антиохийской церкви, Святой Дух говорит: «…отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Дух Святой говорит в первом лице как Бог.

Вся полнота Божества участвует в спасении человека

Вероятно, наивысшим откровением благодати Божьей является план искупления падшего человечества через жертву Иисуса. Во время исследования этого плана я сделал восхитительное открытие: на каждой стадии искупительной работы каждая из личностей Троицы сыграла свою отличительную и уникальную роль, в чем можно убедиться, просмотрев приведенные ниже стадии искупления.

  1. Зачатие Иисуса. Бог Отец сделал так, что Иисус был зачат в чреве Марии через Духа Святого (Лук.1:35).
  2. Начало служения Иисуса. Когда Иисус крестился от Иоанна, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и Он был признан Богом Отцом как Сын (Лук.3:21-22).
  3. Служение Иисуса. Петр говорит в Деяниях 10:38:

«Как Бог [Отец] Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дияволом…».

  1. Жертва Иисуса на кресте:

«… Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу…» (Евр. 9:14).

  1. Воскресение Иисуса. Бог Отец воскресил Иисуса силою Духа Святого (Римл.1:4; 8:11).
  2. Пятидесятница:

«Он, быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян.2:33).

На каждой стадии искупительной работы Святой Дух сыграл Свою жизненно важную и отличительную роль. Он по праву назван «Духом благодати» и «Духом Славы» – благодать, которая ведет к славе (Евр.10:29; 1 Петр.4:14).

Личностный и безличностный

Существует еще один уникальный факт в отношении Духа Святого. Дух ‒ и личностный, и не имеющий личности, то есть и «Он», и «оно». Новый Завет дошел до нас на греческом языке. В греческом есть три рода: мужской (он), женский (она), средний (оно). Грамматически греческое слово, переведенное как «дух», «пневма» – это слова среднего рода. Поэтому соответствующим местоимением было бы «оно». Тем не менее, и «Он», и «оно» (но никогда не «она») применены в отношении Духа Святого. Например, в Иоанна 16:13 правила греческой грамматики намеренно «нарушены», дабы подчеркнуть, что Святой Дух ‒ это и «Он», и «оно»: «Когда же придет Он, Дух истины…»

Так же, как английский, греческий язык использует определенный артикль, соответствующий английскому артиклю «the» (напротив, в некоторых других языках, таких, как русский или латинский, соответствующего артикля не существует). В Новом Завете на греческом языке словосочетание «Дух Святой» иногда сопровождается определенным артиклем, а иногда ‒ нет. В английском варианте это соответствовало бы разнице между «The Holy Spirit» (Дух Святой) и просто «Holy Spirit», для английских ушей фраза «Holy Spirit» без артикля показалась бы просто неполной. Поэтому во всех без исключений английских переводах перед «Дух Святой» стоит артикль «the», даже там, где в греческом оригинале его нет. Посему, только обратившись к греческому тексту, мы можем определить, где нужен, а где не нужен определенный артикль.

Изучая греческий Новый Завет, я пришел к выводу, что присутствие или отсутствие определенного артикля «the» в связке с фразой «Дух Святой», подчеркивает важное различие. Когда «Дух Святой» не сопровождается артиклем, то имеется в виду нечто безличностное: жизнь, сила, могущество, присутствие или влияние. И, наоборот, присутствие артикля «the» подчеркивает, что Святой Дух раскрывается как личность.

Важным признаком личности является способность говорить. В День Пятидесятницы, когда Святой Дух излился с неба, Он говорил иными языками через учеников. Этим Он сообщил, что пришел как Личность, чтобы обитать на земле. Сейчас Он является постоянным полномочным представителем Троицы на Земле. С тех пор каждый раз, когда Дух Святой поселяется в теле верующего, Он проявляет Себя через сверхъестественное говорение изнутри этого верующего. Он как бы говорит этим: «Теперь ты знаешь, что Я пришел к тебе как личность для того, чтобы обитать в тебе». Поэтому в 1 Кор.6:19 Павел ставит определенный артикль: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас [«the»] Святого Духа?..». Он подчеркивает, Что говорение иными языками ‒ это не просто кратковременное сверхъестественное проявление. Это ‒ Божественное знамение того, что Святой Дух как личность поселился в теле верующего. Это налагает торжественный долг на каждого верующего – хранить свое тело в святости, как и подобает Божьему храму.

Определенный артикль стоит также в тех случаях, где Дух Святой раскрывается как Тот, Кто осуществляет власть в Церкви, например, в отделении апостолов, установлении старейшин или руководстве апостолами. Напротив, когда верующие исполняются Духом, будучи к этому времени крещенными в Нем, то артикль «the» опускается. Это обозначает, что здесь «Дух Святой» рассматривается как нечто безличное – как жизнь, сила, воздействие.

Ниже я привожу два списка: первый составлен из отрывков, в которых фраза «Святой Дух» употребляется в связке с артиклем «the», а второй – без артикля.

С артиклем:

Матф.12:32: «…если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему…» (ср. Марк. 3:29).

Марк.13:11: «…не вы будете говорить, но Дух Святой».

Лк.3:22: «И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь…».

Лк.12:12: «…Святой Дух научит вас… что должно говорить».

Иоан.14:26: «Утешитель же, Дух Святой… научит вас всему…».

Деян.2:38 «…и примите дар Духа Святого».

Деян.5:3: «…Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?..».

Деян.13:2: «…Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла…».

Деян.13:4: «Сии, быв посланы Духом Святым…».

Деян.15:28: «Ибо угодно Духу Святому и нам…».

Деян.16:6: «…не были допущены Духом Святым…».

Деян.20:28: «…внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями…».

Деян.21:11: «…так говорит Дух Святой…».

1 Кор.6:19: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?..».

Без артикля:

Матф.1:18: «…оказалось, что Она [Мария] имеет во чреве от Духа Святого».

Матф.3:11: «…Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» (ср. Лук.3:16; Иоан.1:33; Деян.1:5).

Лук.1:15: «Он [Иоанн Креститель]… Духа Святого исполнится…» (ср. Лук.1:41, 67; 4:1; Деян.2:4; 6:5; 9:17; 13:9, 52).

Лук.1:35: «…Дух Святой сойдет на Тебя [Марию]…».

Иоан.20:22: «…[Иисус] дунул, и говорит им: примите Духа Святого…».

Деян.10:38: «…Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета…».

2 Пет.1:21: «…святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

Иуды 20: «… молясь Духом Святым…».

Римл.14:17: «Ибо Царство Божье… во Святом Духе».

Римл.15:13: «…дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Римл.15:16: «…приношение язычников… освящено Духом Святым…».

1 Кор.12:3: «…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

Тит.3:5: «…банею возрождения и обновления Святым Духом…».

Евр.2:4: «… раздаянием Духа Святого по Его воле».

Евр.6:4: «…соделавшихся причастниками Духа Святого…».

В заключение я хочу привести некоторые из титулов, данных в Писании Духу Святому: Дух мудрости, Дух истины, Дух благодати, Дух славы, Дух самообладания. Размышляйте над каждым из титулов и найдите сами несколько в Писании. Затем поблагодарите Иисуса за то, что Он исполнил Свое обещание послать нам Духа Святого.

Март 1998 г.

%d такие блоггеры, как: