Дух Святой: Вечный, Всезнающий, Вездесущий

Давайте продолжим изучение третьей личности Троицы – Святого Духа. Существует три важных прилагательных, описывающих природу Святого Духа: Вечный, Всезнающий и Вездесущий.

Вечный

По окончании одного из самых первых пятидесятнических богослужений, на которых мне довелось побывать, проповедник задал мне вопрос: «Верите ли вы в то, что являетесь грешником?» В то время я был профессиональным философом и только что защитил диссертацию в Кембриджском университете на тему «Определения». Я моментально перебрал в уме несколько возможных определений слова «грешник». Каждое из них в точности подходило ко мне! Поэтому я ответил: «Да, я верю, что я – грешник!»

Затем проповедник спросил: «Верите ли вы в то, что Христос умер за ваши грехи?» Я подумал и ответил ему: «По правде говоря, я не думаю, что смерть Иисуса Христа, которая произошла девятнадцать столетий назад, может каким-то образом помочь грехам, которые я совершил за свою жизнь».  Проповедник имел достаточно мудрости, чтобы не спорить со мной, но я уверен, что он молился обо мне! Через несколько дней я пережил личную встречу с Иисусом Христом, которая полностью изменила ход моей жизни, в частности, в том, что Библия стала для меня живой и значимой книгой.

Некоторое время спустя я читал Послание к Евреям 9:14 о том, что Христос через Вечного Духа предложил Себя Богу как незапятнанную жертву. Внезапно мне открылось значение слова «вечный». Оно подразумевает гораздо больше, чем что-то, что длится уже долгое время. Оно говорит о чем-то, что неограниченно пределами времени и охватывает одновременно прошлое, настоящее и будущее.

Таким образом, когда Иисус предложил Самого Себя в жертву на кресте, это не ограничивалось периодом времени, в который Он умер. Это охватывало грехи всех людей, всех поколений, прошлых, настоящих и будущих, включая и те грехи, которые совершил я спустя девятнадцать столетий.

Прилагательное, используемое в греческом языке для слова «вечный», неизмеримо глубоко по своему значению. Оно происходит от существительного «айон», которое переводится как «эра». Эра – это понятие, используемое для измерения времени, и оно встречается во многих выражениях в оригинальном библейском тексте. Например, в Евреям 7:24 «вовек» (русский перевод «вечно») означает «на протяжении всего нынешнего века»; в Иуды 25 ‒ «прежде всех веков, ныне и во все веки», в Галатам 1:5 ‒ «во веки веков».

Вникая в эти выражения и подобные им, я наполняюсь чувством благоговейного страха. Я чувствую себя крошечной каплей, зависшей над бездонной пропастью, разделяющей две горы, слишком высокие, чтобы я мог взобраться на них. В моем разуме не укладывается представление о веке, состоящем из многих веков, и тем более ‒ о веках, состоящих из подобных веков. Но вечный Святой Дух охватывает все века, простираясь от безначального прошлого в бесконечное будущее.

Мне начинает по-новому открываться смысл имени, под которым Бог прославляется в небесах: «Господь Бог Всемогущий, Который (вечно) был и есть и грядет».

Всезнающий

Следующей важной характеристикой Святого Духа, очень тесно связанной с Его вечной природой, является Его способность знать все. В 1 Иоан.3:20 апостол сообщает глубокое и в то же время простое откровение: «Бог… знает все». Не существует ничего, чего бы Бог не знал. От мельчайшего насекомого до самой далекой звезды нет ничего, чего бы Бог уже полностью не знал. Бог знает о нас то, чего мы о себе не знаем. Например, Ему известно точное количество волос на наших головах (Матф.10:30). Бог знал количество жителей в древней Ниневии (Ион.4:11). Он знал и контролировал рост того растения, под тенью которого укрывался Иона. Он также знал и держал под контролем действие тепла, от которого это растение засохло. В 1 Кор.2:9-10 Павел говорит о том, чего «не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог…» А затем он продолжает: «А нам Бог открыл это нам Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божьи».

Святой Дух проницает глубины бездны и охватывает высоты во всем, что было, что есть и что будет. Его знание неограниченно. Осознавая это, каждый из нас должен быть готов к тому, чтобы дать за себя отчет перед Богом. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто  перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13). Сверхъестественная мудрость и знание Святого Духа проявились в земном служении Иисуса и, в особенности, в Его отношении к Иуде Искариоту.

Когда ученики сказали Иисусу, что «мы уверовали и познали, что Ты Христос [Мессия], Сын Бога живого» (Иоан.6:69), Он дал им понять, что быть Мессией включает в себя и предательство одного из своих последователей: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас ‒ диавол». Он говорил тогда об Иуде Искариоте, так как тот предал Его, будучи одним из двенадцати. Иисус знал через Духа Святого, что Иуда предаст Его, еще до того, как об этом узнал сам Иуда.

Даже больше: Иуда не мог совершить свой план до того, как Иисус Сам сказал ему об этом. Во время последней вечери Он обратился к Своим ученикам: «…один из вас предаст Меня». Когда Его спросили, кто это, Он ответил: «…тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее… Он [Иуда], приняв кусок, тотчас вышел…» (Иоан.13:21-30).

Я изумлен тем, что Иуда не мог привести в действие свой план до того, пока Иисус Сам не сказал ему об этом. Во всей этой истории не предатель, а Преданный держал всю эту ситуацию в Своих руках. Когда мы начинаем осознавать полноту Божьего знания и, в частности, Его предузнания, это дает нам гарантию, что независимо оттого, что происходит, Бога ничем не удивишь. В Царстве Небесном нет такого понятия, как «критическое положение». Бог не просто знает конец и начало, но Он Сам является Началом и Концом (Откр.21:6), и Он всегда держит все под Своим контролем. В частности, Бог знает тех, которых Он избрал для того, чтобы они были с Ним в вечности:

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Римл.8:29).

Если по милости и благодати Божьей мы дойдем до нашей славной вечной цели, Иисус никого не поприветствует словами вроде: «Не ожидал увидеть тебя здесь». Напротив, Он скажет: «Сын, Я ждал тебя. Мы не могли начать брачный пир, не дождавшись тебя».

Я верю, что на этом славном пиру над каждым местом будет написано имя того человека, для которого оно предназначено.

До тех пор, пока не наберется полное число искупленных, Бог терпеливо ожидает, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все покаялись (2 Пет.3:9).

Вездесущий

Когда мы говорим, что Бог вездесущ, мы подразумеваем, что Он присутствует одновременно везде. В Иеремии 23:23-24 Бог Сам подтверждает это:

«Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».

Как такое может быть? Мы знаем, что Бог сидит на Своем небесном троне с Иисусом по правую руку. Как же Он тогда может наполнять небо и землю Своим присутствием?

В Псалме 138:7-12 Давид дает нам ответ. Но начинается он с вопроса:

«Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?»

Это открывает нам, что именно через Святого Духа Бог может присутствовать одновременно везде. Затем Давид приводит очевидные доказательства этому:

«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день; как тьма, так и свет».

Независимо от того, куда мы сейчас идем, Бог там через Свой Дух незримо, часто незаметно, но неизбежно. Для грешника эта мысль может звучать пугающе, но для верующего человека она является утешающей и укрепляющей гарантией. Независимо от того, в каком положении мы сейчас находимся, «и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя».

В Новом Завете Иисус Сам дает нам эту гарантию: «…не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Временами нам кажется, что Божье присутствие покинуло нас, но на самом деле Он с нами через Свой Дух. Может быть, мы проходим через времена духовной тьмы, «но и тьма не затмит от Тебя». Каждому из нас нужно взращивать в себе внутреннее чутье на присутствие Святого Духа и не полагаться на то, что нам говорят наши физические чувства.

Когда наши чувства ничего не сообщают о Его присутствии или даже, наоборот, говорят об Его отсутствии, в глубочайшей части нашего внутреннего естества должно быть свидетельство о пребывающем присутствии Святого Духа. И тогда мы сможем понять полнее имена, данные Святому Духу, ‒ «Утешитель» и «Помощник».

Я думаю, что самый подходящий способ закончить это письмо ‒ поблагодарить Отца и Сына за посланного нам Святого Духа. Присоединяйтесь в этом ко мне.

Апрель 1998 г.

%d такие блоггеры, как: