Дух Истины

“И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет” (Ин., 14:16-17).

Когда Иисус обещал Своим ученикам, что Он попросит Отца послать им Божественного Помощника, Он дал этому помощнику особенное имя – Дух Истины. И, в то же время, Он предупредил их, что мир не сможет принять этого Помощника. На это есть две причины, о которых написано в Писании. Во-первых, с того самого времени, когда человек в бунте отвернулся от Бога, он не желает принимать истину, которая обличает его неправедные деяния, и поэтому “подавляют истину неправдою” (Рим., 1:18). Во-вторых, взбунтовавшись против Бога, человек попал под власть бога этого века, сатаны, обольщающего всю вселенную (Откр., 12:9). Поэтому, одно из основных средств, которое использует сатана для того, чтобы держать мир под своим контролем – это обольщение. И если у него отнять способность обольщать, у него не останется ничего, что он смог бы предложить нам, кроме места в озере огненном!

На протяжении многих веков человеческая философия пытается найти удовлетворительное определение тому, что такое истина. С другой стороны, Библия на этот вопрос дает нам ответ, состоящий из трех пунктов. Во-первых, Иисус сказал: “Я есмь истина” (Ин., 14:6). Во-вторых, молясь Богу Отцу, Он сказал: “Слово Твое есть истина” (Ин., 17:17). В-третьих, Иоанн говорит нам: “Дух (Святой) есть истина” 1 (Ин., 5:6). Таким образом, в духовном мире есть три координаты истины: Иисус, Писание и Святой Дух. Когда эти три координаты совпадают, мы знаем, что добрались до абсолютной истины. Но, тем не менее, для нас важно сверять все три координаты перед тем, как мы сделаем какой-либо вывод. Есть три вопроса, которые мы должны задать себе, когда мы пытаемся дать оценку какому-либо духовному проявлению:

1. Не искажает ли это личность Иисуса?

2. Гармонирует ли это с Писанием?

3. Свидетельствует ли об этом Святой Дух?

Церковь смогла бы избежать многих ошибок и заблуждений, если бы она всегда сверяла все эти три координаты истины. Недостаточно просто того, чтобы учитель рисовал убедительную картину Иисуса, как морального стандарта для поведения. Недостаточно просто того, чтобы пастор наставлял собрание цитатами из Писания. Недостаточно просто того, чтобы евангелист изумлял аудиторию потрясающими сверхъестественными проявлениями. Перед тем, как мы сможем принять что-то, что преподносится нам как истина, все три координаты должны совпасть: Иисус, Писание, Святой Дух. Во всем этом есть одна отличительная функция Святого Духа – свидетельство. “… Дух свидетельствует” (1 Ин., 5:6). Святой Дух свидетельствует об Иисусе, вечном Сыне Божьем, пролившем Свою Кровь на кресте, как о достаточной жертве за наши грехи. Как, например, в словах, написанных Чарльзом Уэсли: “Дух откликается на Кровь и говорит мне, что рожден я вновь”. Святой Дух также свидетельствует об авторитете и подлинности Писаний. Павел писал фессалоникийцам: “… наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многими удостоверениями…” (1 Фес., 1:5).

Анания и Сапфира

У Духа Святого – Духа Истины, не может быть никакого компромисса с сатаной, “лжецом и отцом всякой лжи” (Ин., 8:44). Это было драматическим образом продемонстрировано в ранней Церкви, когда Анания и Сапфира солгали насчет денег, которые они пожертвовали Церкви. Они утверждали, что жертвовали полную стоимость проданного имения, тогда как на самом деле удержали какую-то часть денег для себя. Но они не смогли обмануть Духа Святого, Которым был наполнен Петр. Поэтому Петр сказал Анании, что он солгал не только перед людьми, но и перед Святым Духом, Духом Истины (Деян., 5:3-5). Спустя три часа Сапфира повторила ту же ложь и, так же, как и ее муж, поплатилась за это собственной жизнью. Лицемерие, религиозное притворство – это самое точное определение греха, в котором были виновны Анания и Сапфира. Они хотели показаться щедрыми и посвященными Господу, чего на самом деле не было в их сердцах. Самые жесткие слова осуждения были сказаны Иисусом в адрес религиозных лидеров тех дней, погрязших в лицемерии. В Матф., 23 Иисус семь раз повторяет: “Горе вам … лицемеры!”

Что такое лицемерие?

Слово “лицемер”, “лицемерие” происходит от греческого слова “hupokrites” – “актер”, в чем как раз и состоит суть лицемерия – изображать что-то религиозное. Лицемерие, пожалуй, самый распространенный грех среди верующего народа. А некоторые формы поклонения, принятые сегодня в Церкви, почти что вынуждают нас лицемерить. Например, когда люди входят в какое-то помещение, которое в их представлении ассоциируется с религией, они начинают вести себя по-другому. Вся естественность, открытость и раскрепощенность куда-то при этом исчезают, и создается такое впечатление, что их охватывает какая-то невидимая “судорога”. Они чувствуют на себе давление извне, заставляющее их одевать религиозные маски. Эти маски могут быть разными у разных направлений религий, и лишь очень немногие люди позволяют себе быть самими собой. Когда проповедник в Церкви осуждает какой-то грех, такие люди отвечают на это дежурным “аминь”, но, выходя за стены Церкви, они совершают этот же грех без всякого зазрения совести. Они молятся каким-то особым тоном голоса, используя при этом особенные слова. У них не хватает сообразительности, чтобы подумать, как бы чувствовал себя земной отец, если бы его ребенок стал разговаривать с ним каким-то искусственным языком, или стал бы неестественно себя вести для того, чтобы впечатлить отца. У Библейского Бога нет времени для лицемеров. Это очень явно видно из примера истории Иова. Три друга Иова изливали потоки религиозной пошлости. Они говорили: “Бог всегда благословляет праведников, они не видят в своей жизни страданий и несправедливости”, и наоборот: “Бог всегда судит нечестивого, он не увидит блага”. Но вся история человечества свидетельствует, что это не так. Это всего лишь религиозная болтовня! Иов, напротив, был абсолютно искренен. Он говорил так: “Бог несправедлив ко мне. Я не заслужил всего того, что постигло меня. Но, если даже Он будет убивать меня, я буду уповать на Него”. В 42 главе Иова, 7 стихе Господь ставит Свою оценку всему, что говорил Иов и Его друзья: “Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о мне не так верно, как раб мой Иов”. Давайте зададим себе вопрос: “Чем такой вид религиозности отличается от греха Анании и Сапфиры, стоившего им жизни?”

Момент истины

В определенный момент своей жизни царь Давид совершил два ужасных греха. Сначала он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, женой Урии, а затем, для того, чтобы скрыть свой грех, санкционировал убийство Урии. Казалось, что план Давида удался. Внешне все выглядело так, как будто ничего не изменилось. Он продолжал во всей точности исполнять все религиозные процедуры поклонения, исполнял свои царские обязанности, жил в царском дворце, до того дня, когда Божий вестник, пророк Нафан обличил Давида в совершенном грехе. В этот момент вечная судьба Давида взвешивалась на весах. По благодати Божьей, Давид сделал правильный выбор. Он не стал оправдываться и признал: “я согрешил” (2 Цар., 12:1-15). В 50 псалме Давид молится молитвой исповедания, взывая к Божьей милости: 7-й и 8-й стихи начинаются со слова “вот”, как бы говоря о внезапно открывшейся жизненно важной истине. В 7-м стихе он говорит: “Вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя”. Давид лицом к лицу увидел то, что может открыть только Дух Истины – не только грехи, совершенные лично им, но и ту ужасную злую силу унаследованной греховности, обитающей в каждом потомке Адама. В 8-м стихе он говорит о единственном основании, на котором Бог освобождает нас от силы греха: “Вот, Ты возлюбил истину в сердце”. Даже после совершенного греха Давид продолжал внешне вести себя так, как подобает царю. Но теперь между его внешним поведением и внутренним состоянием сердца образовался большой разрыв. Он превратился в актера, играющего роль, которая не соответствует его сердцу. Из такого состояния есть только один выход – честное исповедание и покаяние от всего сердца.

От вербного воскресенья к страстной пятнице

Бог никогда не вступит в компромисс с грехом. Эта истина пронизывает всю Библию. Мы можем очень ясно увидеть это на примере двух дней жизни Иисуса: вербного воскресенья и страстной пятницы. В вербное воскресенье Иисус въехал в Иерусалим как народный герой, “пророк из Назарета Галилейского”. Весь город чествовал Его. Для Него не составляло никакого труда убрать в сторону всех Своих врагов – религиозных лидеров – и взойти на царский престол. Именно этого и ожидал от Него народ. Но Он избрал другой путь. Пять дней спустя, отверженный и нагой, Он повис на жестком кресте. Почему? Потому что Бог не вступает в компромисс с грехом, а единственным способом уничтожить силу греха была жертва Иисуса на кресте. Сегодня многие христиане говорят и молятся о “пробуждении”. Но часто они упускают из вида, что есть одно препятствие для пробуждения, которое нельзя просто так взять и переступить. Это – грех. Истинное пробуждение не наступит, пока мы не разберемся с грехом. И есть только одно решение для наших грехов:

“скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Пр., 28:13).

Кто-то справедливо сказал, что многие части современной Церкви полны “скрытого греха”. Вот некоторые из грехов, которые христиане обычно стараются скрыть: насилие над детьми – физическое, эмоциональное, сексуальное или комбинации; измена в браке; нечестность в обращении с деньгами; пристрастие к порнографии (меня шокировало, насколько это распространено среди лидеров церквей); обжорство – потворство своим физическим аппетитам.

Бог предлагает сделать два шага для того, чтобы избавиться от греха. Во-первых, исповедать. Во-вторых, оставить. Не всегда легко исповедовать свои грехи. Но другого пути не существует.

“Если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин., 1:9).

Бог никогда не обещал прощать грехи, которые мы не хотим исповедовать. Но просто исповедать – недостаточно. Затем, мы должны оставить. Мы должны принять решение не повторять тот грех, который мы исповедали. Мы должны последовать совету Даниила, который он дал царю Навуходоносору – “Искупи грехи твои правдою” (Дан., 4:24). Не существует никакой “серединки” между праведностью и грехом. “Всякая неправда есть грех” (1 Ин., 5:17). Может быть, вы стоите сейчас перед каким-то трудным решением? Если это письмо заставило вас задуматься над чем-то в вашей жизни, что раньше вы считали нормальным или оно обличило вас в непослушании Богу в какой-то сфере вашей жизни, откройтесь перед Духом Истины! Он готов и желает прийти к вам на помощь.

Февраль 1999 г.

С любовью в служении, Дерек Принс

%d такие блоггеры, как: