Дух, душа и тело

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1-е  Фесс. 5:23).

Павел молится о том, чтобы христиане были освящены во всей полноте и он определяет три составляющие человеческой личности: дух, душу и тело.

Различие между этими тремя элементами нашей личности недопонимается большинством христиан. Но Библия может стать для нас уникальным зеркалом, в котором мы увидим их природу, взаимосвязь и предназначение. Неправильное использование этого зеркала может стать причиной больших внутренних расстройств и дисгармонии.

Первоначально творя человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Образ отразился во внешнем виде человека. Как ни одно другое творение человек отражает внешний вид Бога. Поэтому, когда Сын Божий пришел на землю, Он принял образ человека, (а не вола или жука, или какого-нибудь небесного существа, как, например, серафим). Подобие относится к внутренней природе человека. Писание открывает нам, что Бог троичен. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Так же оно открывает нам и троичность человека, состоящего из духа, души и тела.

Упоминания, которые мы находим в Библии о сотворении человека, открывают нам, как была сотворена его троичная сущность:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живой» (Быт. 2:7).

Таким образом, дыхание, которое Бог вдохнул в человека, стало человеческим духом. Глина послужила материалом для создания тела. И, внезапно, человек стал душой живой. Образовавшаяся душа – это «эго», индивидуальная личность. Обычно ее разделяют на три составляющие: волю, разум и эмоции. Она ответственна за принятие решений и выражает себя в трех фразах: «Я хочу», «Я думаю», «Я чувствую». Поведение каждого человека, не соприкоснувшегося в своей жизни со сверхъестественной благодатью Божьей, контролируется этими тремя мотивами. Человек был сотворен для личных взаимоотношений с Богом, но его греховное непослушание оказало разрушающее действие на все три составляющие его личности.

Последствия греха

Будучи отрезанным от связи с Богом, человеческий дух умер. Таким образом, исполнилось Божье предупреждение:

«А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Тело Адама умерло физически только спустя более 900 лет. Через последовательное принятие волевых решений, в прямом непослушании Богу, человеческая душа превратилась в бунтаря. С тех пор каждый потомок Адама становится наследником бунтарской природы. Апостол Павел описывает результаты бунта, которые истинны в отношении каждого из нас:

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Ефес. 2:1-3).

В результате греха мы все оказались мертвыми в нашем духе. Наши души стали бунтующими по своей сути. Наше тело теперь стало подвержено тлению, то есть болезням, разложению и смерти. Тем не менее, преизбыточная любовь Божья такова, что Он жаждет восстановить Свои взаимоотношения с человеком.

«До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4:5).

Таким образом, через жертву Иисуса на Кресте Бог открыл путь для восстановления потерянных взаимоотношений.

Последствия спасения

Павел продолжает описание того воздействия, которое оказывает на наш дух спасение:

«Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» (Ефес.2:4-5).

Наш дух, воссоединившийся с Богом, снова ожил. В то же самое время наши души, через покаяние и веру, освобождаются от бунта, примиряясь с Богом.

«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Римл. 5:10-11).

Когда мы осознаем, что находились в бунте против Бога, мы понимаем, что истинное спасение не может наступить, минуя покаяние. Покаяться – значит отложить в сторону свой бунт и подчинить себя праведному Божьему правлению.

Спасение распространяется также и на наше тело. Будучи освобожденным от рабства греха, наше тело становится храмом и местом обитания Святого Духа, а наши члены становятся орудиями праведности (Римл. 6:13), И, наконец, в пришествие Христа наши тела будут преображены в нетленные тела, такие же, как и у Самого Христа!

Условия ученичества

Иисус повелел Своим апостолам идти и делать учеников во всех народах. Он не сказал им делать членов Церкви. Ученичество требует радикального отклика от каждой сферы нашей личности: тела, души и духа.

В Римлянам 12:1 содержится требование относительно нашего тела:

«Предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу».

Бог требует от нас, чтобы мы полностью возложили наши тела на жертвенник, так же, как во времена Ветхого Завета израильтяне полностью возлагали на жертвенник приносимых в жертву животных. Но при этом есть и одно существенное различие. Израильтяне убивали приносимых в жертву Богу животных, мы же должны предоставить наши тела в жертву живую.

Но теперь, с этого момента, наши тела больше не принадлежат нам. Они являются Божьей собственностью, Его храмом. Мы всего лишь домоправители, обязанные дать отчет в том, как мы заботились о Его храме. К несчастью, многие христиане продолжают обращаться со своими телами так, как будто они все еще являются их собственностью и свободны делать то, что им нравится.

Требование Иисуса в отношении наших душ записано в Евангелии от Матфея 16:24-25:

«Если кто хочет идти за Мной, отвергни себя [дословно «свою душу»], возьми свой крест и следуй за Мной. Ибо кто хочет сохранить жизнь свою [душу], тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою [душу] ради Меня, тот обретет ее».

Нашим крестом является то место, где мы решаем умереть. Бог не обманывает нас. Только мы сами, решением нашей воли можем взять свой крест. Это то место, где мы должны отвергнуть свою душу. Практически, это означает сказать «нет» трем требованиям нашей души: «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Отныне мы больше не находимся под контролем этих трех мотивов. Теперь их место занято Божьим Словом и Божьей волей. Подчиняясь Божьему Слову и Божьей воле, мы обретаем новую жизнь, данную нам Иисусом. Только пройдя через смерть, наши души могут обрести эту новую жизнь.

Подчиняясь тем требованиям, которые Бог имеет в отношении наших душ и тел, мы освобождаем наш дух для новых взаимоотношений с Богом, которые даже более замечательны, чем те, которые были потеряны через грехопадение. В 1 Кор. 6:15-17 Павел предостерегает нас от аморальных сексуальных связей с блудницами, так как это означает стать одним телом с блудницей. Затем он контрастно продолжает: «…а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом».

Для меня это абсолютно ясно. Искупленный дух теперь может наслаждаться настолько близкими и интимными отношениями с Богом, как это истинно в отношении тела, совокупляющегося с блудницей. Нужно заметить, что только дух, а не тело или душа, может переживать прямую интимную связь с Богом.

Именно через поклонение наш дух вступает в такую связь с Богом. В Евангелии от Иоанна 4:23-24 Иисус говорит: «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине … Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине».

Он очень ясно дал нам понять, что истинное поклонение должно исходить из духа.

В современной Церкви так мало понимания об истинной природе поклонения, в основном, из-за недостатка понимания различий души и духа. Поклонение – это не представление, а церковь – не театр. Также, поклонение – это не то же, что и хвала. Мы прославляем Бога в наших душах, и это правильно. Через хвалу мы имеем доступ в Божье присутствие. Но, попав в присутствие Божье, мы можем насладиться духовным единением с Ним только через поклонение.

Цель спасения – сделать нас способными поклоняться Богу сначала на земле, а затем на небе. Это наивысшая и самая святая форма жизнедеятельности, на которую способен только человек. Но это становится возможным только тогда, когда наша душа и тело подчинены духу и находятся в гармонии с ним. Такое поклонение часто очень глубоко, чтобы выразить его словами. Оно становится пылким безмолвным единением с Богом.

Февраль 1996 г.

%d такие блоггеры, как: