ДУХОВНОЕ ИЛИ ДУШЕВНОЕ?

В предыдущий раз я проанализировал три элемента, составляющие человеческую личность: дух, душу и тело. Сейчас я хотел бы продолжить эту же тему, но в центре моего внимания теперь находится один конкретный вопрос: взаимоотношения между духом человека и его душой.

Дух человека произошел непосредственно от Бога и непосредственно связан с Богом. В изначальном варианте творения, Бог управлял духом человека, его дух управлял душой, а душа, в свою очередь, управляла телом. Вследствие бунта дух был отстранен от управления, а душа перехватила весь контроль. В результате этого каждый невозрожденный человек находится под контролем трех функций души: воли, разума и эмоций.

Примиряя с Собой человека, Бог стремится восстановить первоначальный порядок, в котором Он опять сможет управлять духом человека, дух – душой, а душа – телом. Это объясняет слова Давида в Псалме 102:1 «Благослови, душа моя, Господа». Через веру дух Давида был воссоединен с Богом и способен поклоняться Ему. Дух Давида побудил душу, а та, в свою очередь, голосовые связки, произнести определенные слова поклонения.

До тех пор, пока человек находится в подчинении Богу, а его душа подчинена духу, человек способен жить в гармонии с Богом и самим собой. Но, если он снова выбирает бунт против Бога, его душа выходит из подчинения духу, и внутренняя гармония разрушается. Таким образом, дух и душа постоянно противятся друг другу.

В Новозаветном греческом языке есть специальное прилагательное, образованное от слова «душа» – «псюхе», означающее действие, порожденное душой. Это прилагательное «псюхикос». На наш язык было бы правильно перевести его как «душевный». Но, к несчастью, некоторые языки мира, такие как, например, английский, не имеют точного аналога этому слову.

В результате этого, в английском переводе Нового Завета используется целый ряд слов для описания понятия душевности. Это следующие слова: естественный, чувственный, мирской, недуховный, лишенный духа и фраза «следующий своему природному инстинкту». Из-за этого англоязычные читатели Библии не могли проникнуть в суть этого вопроса и понять, что все эти слова или фразы означают одно и то же слово на греческом.

Поэтому, везде в этом письме мы будем использовать слово «душевный». Это подчеркнет существующее в Новом Завете противостояние духовного и душевного.

В 1 Кор. 15:44-46 Павел использует это слово трижды для того, чтобы подчеркнуть разницу между нашим нынешним телом, которое душевно, и прославленным телом, которое будет духовным. Душевным является тело, в котором дух для того, чтобы сделать что-нибудь, нуждается в помощи души. А духовное тело, это такое тело, в котором дух будет управлять телом непосредственно.

Херувимы, описанные в 1 главе Иезекииля, по-видимому, имеют такие духовные тела: «И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли» (ст.12). И снова: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух…» (ст.20).

По-видимому, это и есть тело, которое верующие получат после воскресения. Нашему духу больше не будет нужно побуждать душу, чтобы та, в свою очередь, сказала телу, что нужно сделать. Наше тело будет непосредственно реагировать на решения духа. Мы станем подобными этим самым херувимам – мы будем идти туда, куда хочет наш дух. Какая славная свобода!

В Новом Завете есть три отрывка, которые еще яснее открывают противостояние духовного и душевного. В 1 Кор. 2:14-15 Павел говорит:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надо судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».

В понимании духовных вещей душа зависима от духа. Она не в гармонии с духом и сфера духовной истины закрыта для нее. Поэтому очень важно, чтобы мы несли истину в правильном соотношении: душа подчинена духу, а дух находится в союзе с Богом. В своем Послании Иуда говорит о следующей категории людей:

«… ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям … отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие (Святого) Духа» (Иуд. 16,19).

Христианин, душа которого не подчинена посредством духа Богу, становится каналом, через который плотская жизнь и разделения могут наводнить Церковь. Это и есть истинный корень разделений в Теле Христовом. В Послании Иакова 3:15 упомянуто об одном виде мудрости, которая «… не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». Иаков говорит о трех последовательных нисходящих ступенях: от земного к душевному и к бесовскому. Когда христианин становится земным, он теряет из поля зрения вечность. Он не может подняться выше земных благ: успеха, удовольствия, процветания, физического здоровья. Он заинтересован только в том, что его вера может дать ему только в этой жизни!

Для таких людей Павел говорит: «… если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Такие христиане часто считают самих себя преуспевающими. Бог считает их несчастными. После земного следует душевное. Быть душевным – значит, быть самососредоточенным, эгоистичным. Для таких людей христианская вера – это способ взять от жизни все, что им нужно. Они считают, что благочестие служит для прибытка (1 Тим. 6:5).

Душевное открывает дорогу бесовскому. Именно это является основным каналом, через который бесы наводняют Церковь. Один из самых задаваемых вопросов – нуждаются ли христиане в освобождении от бесов? Иаков дает нам на это ясный ответ. Эта нисходящая лестница, от земного к душевному и к бесовскому, открывает, как отдельных верующих, так и целые общины для бесовской деятельности.

Во многих местах современная Церковь превратилась в нечестивую помесь. Не существует четко прочерченной линии между душевным и духовным и поэтому открыты двери для бесовского. Истинные проявления Святого Духа перемешались с совершенно очевидными бесовскими проявлениями. И, в результате, многие искренние верующие озадачены и смущены.

Если мы хотим защитить самих себя, мы должны взращивать духовное различение и научиться определять, что истинно духовно, а что душевно. Но для этого существует только один достаточно острый инструмент. И это – Слово Божье.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Далее говорится о двух условиях, которые мы должны соблюдать для того, чтобы иметь такое различение: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Первое условие – мы должны регулярно питаться твердой духовной пищей через изучение всей Библии. Второе условие – мы должны регулярно практиковать различение. Мы должны бодрствовать, распознавая духовные силы, действующие в каждой отдельной ситуации. Различение должно стать такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как и молитва.

И, наконец, давайте прислушаемся к утверждению Павла в 1 Кор. 16:13-14:

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте могущественны, тверды. Все у вас да будет с любовью».

Март 1996 г.

%d такие блоггеры, как: