Дары Святого Духа

Когда Авраам послал своего слугу из Ханаана в Месопотамию на поиски невесты для своего сына Исаака, то этот слуга взял с собой десять навьюченных верблюдов. Находясь на Ближнем Востоке, я несколько раз своими глазами видел, сколько груза может взять один верблюд. Это просто поразительно! Десять навьюченных верблюдов должны были стать явным доказательством того, что Авраам был уважаемым, преуспевающим человеком. Частью груза были ювелирные украшения. Первое, что сделал слуга, найдя девушку, которой суждено было стать невестой Исаака, ‒ подарил ей драгоценный камень. Принимая преподнесенный дар, Ревекка тем самым согласилась стать невестой Исаака. Отказ принять дар означал бы отвержение и бесчестие для Исаака и нежелание стать его невестой.

Точно так же Бог послал Своего Святого Духа со щедрыми дарами для невесты Своего Сына Иисуса – Церкви. Среди них есть девять замечательных духовных даров. Принимая эти дары, Церковь тем самым демонстрирует свое решение стать невестой Христа.

Девять сверхъестественных даров

Эти дары перечислены в 1 Кор.12:8-10:

  1. Слово мудрости.
  2. Слово знания.
  3. Вера.
  4. Дары исцелений.
  5. Чудотворение (буквально: «сила»).
  6. Пророчество.
  7. Различение духов.
  8. Разные языки.
  9. Истолкование языков.

Все эти дары можно назвать «дарами проявления». Через них мы видим проявление невидимого Святого Духа. Ими Он воздействует на наши органы чувств так, что мы можем видеть, слышать или чувствовать. Все они даны «на пользу». С их помощью христиане могут служить друг другу. У каждого из них есть практическое назначение. Они ‒ не игрушки, а инструменты. Все эти дары сверхъестественны. Они не зависят от наших естественных способностей или образованности. Например, неграмотный человек может получать слово мудрости или слово знания. А дар веры простирается дальше обычной веры, с помощью которой принимается спасение. Не нужно путать дар веры с плодом веры, который проявляется в результате естественного роста. Это ‒ сверхъестественная вера, превосходящая наши способности и производящая сверхъестественные результаты.

Часто приходится слышать такое мнение, что дары были только для Апостолов, а сегодня они не нужны. Но Павел благодарил Бога за коринфских христиан, потому что они не имели «недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.1:7). Поэтому для меня совершенно очевидно, что Бог ожидает от христиан использования духовных даров до пришествия Иисуса Христа.

Первые два дара ‒ слово мудрости и слово знания – обычно действуют в паре. Через слово знания Бог открывает перед нами проблему, а слово мудрости учит нас, как поступать с этой проблемой. Некоторые из даров умышленно поставлены в Библии во множественном числе. Это дары исцелений, чудотворения, различение духов, разные языки. Это значит, что каждое исцеление, каждое чудо, каждое различение, каждое высказывание на языках является проявлением дара. Если какой-то определенный дар регулярно проявляется через какого-то определенного человека, мы можем сделать вывод, что у этого человека есть этот дар.

Дары, которые невозможно заслужить

Необходимо сказать следующее, что духовные дары – это дары Божьей благодати. Они принимаются верой. Мы не можем заслужить их. Мы никогда не станем настолько хорошими, чтобы получить право использовать их.

Однажды, в 1941 году, посреди ночи в казарме британской армии у меня произошла личная, изменившая всю мою жизнь встреча с Иисусом Христом. Неделю спустя в том же самом бараке я впервые заговорил на незнакомом языке. Затем довольно неожиданно я сам истолковал это на красивом, поэтическом английском. Это было краткое описание Божьего плана для моей жизни и служения, которое исполняется пункт за пунктом вплоть до сегодняшнего дня (более 55 лет).

К моему счастью, я был слишком «недуховным» и не знал: для того, чтобы спастись, нужно ходить в церковь, а молиться о даре истолкования языков можно спустя минимум полгода с момента крещения Святым Духом!

С 1957 по 1961 год я был директором педагогического колледжа в Кении, который готовил местных школьных учителей. За это время мы несколько раз переживали мощные излияния Святого Духа. Мы были свидетелями проявления всех девяти даров. Я своими глазами видел, как двое моих студентов воскресли из мертвых и рассказывали о том, что они переживали, когда их дух вышел из тела. Позже в Америке я получил особый дар для служения хромым. Я усаживал людей на стулья, брал их ступни в свои руки, и на моих глазах короткие ноги вырастали. Некоторые, правда, говорили, что для солидного библейского учителя такое служение не совсем подходит. Я решил спросить Господа, что Он думает по этому поводу, и верю, что Он ответил мне следующее: «Я дал тебе дар. Ты можешь либо использовать его и получить больше, либо не использовать его и в итоге потерять». Я решил использовать все, что Бог дал мне, и воистину получил больше.

Однажды я видел, как короткая нога выросла на пять сантиметров. Подобные проявления Божьей силы часто срабатывали подобно спусковому крючку, ведя за собой новые чудеса. Так однажды мужчина без всякой молитвы исцелился от трех серьезных недугов и освободился от никотиновой зависимости.

Я вспоминаю одну женщину, которая вышла для молитвы, неся в руках картонную коробку. Из-за того, что одна из ее ног была короче другой, на одной из ее туфель была набивка высотой в 3,5 см. Когда я взял ее ступни в свои руки, короткая нога стала расти. Она тут же открыла картонную коробку, достала новую пару обычных туфель, без набивок, и оказалось, что ее ноги стали одинаковыми. Со временем я понял, что действующий через меня дар – это одно из проявлений дара чудотворения (силы). Примерно в то же самое время Бог начал делать через меня еще кое-что, которое я отношу к разновидности проявления того же самого дара. Он стал использовать меня для публичного изгнания бесов. Тут тоже дело не обошлось без нападок со стороны тех, кому не нравились шумные, беспорядочные проявления, которыми часто сопровождалось такое служение. Но, внимательно изучив Евангелия, я пришел к выводу, что служение Иисуса сопровождалось такими же проявлениями. Поэтому я решил продолжать. За последующие годы я видел тысячи людей, освобожденных от бесовской зависимости.

Нам нужно освободиться от всех традиционных представлений того, как люди должны вести себя в церкви, если мы хотим, чтобы духовные дары беспрепятственно действовали среди нас. Еще одним ключом к действию духовных даров является взращивание чувствительности к Духу Святому и предоставление Ему свободы действовать так, как Он этого желает и когда Он этого желает. Однажды мы с Руфью пригласили на обед супружескую пару, и жена поделилась с нами тем, что недавно медики определили у нее какое-то генетическое заболевание, из-за которого ее организм не воспроизводил определенные аминокислоты, и это приводило к постепенному разрушению мозга. Через какое-то время ее муж оставил нас, поскольку у него была запланирована другая встреча, а мы решили проводить его жену домой. Возле автостоянки мы остановились для того, чтобы попрощаться. И в этот момент Руфь почувствовала побуждение Святого Духа помолиться об исцелении женщины. Мы помолились и расстались. Примерно через три недели ее муж рассказал нам, что его жена полностью исцелилась. Это исцеление было подтверждено в той же больнице, в которой ей поставили этот диагноз. Таким образом, послушание Руфи голосу Святого Духа привело к тому, что имя Господа прославилось в исцелении.

Пределы действия духовных даров

При воспоминании о некоторых мощных проявлениях духовных даров меня охватывает знакомая дрожь восхищения. В то же время мы должны понимать, что действие духовных даров ограничено.

Во-первых, духовные дары предназначены только для этой жизни. Уча о дарах пророчества, иных языков, слова знания, Павел говорит:

«…пророчества прекратятся, и языки умокнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:8-10).

Мы все еще живем в несовершенном мире. Но когда мы перейдем из времени в вечность, когда мы облечемся в новые, прославленные тела воскресения, мы больше не будем нуждаться в частичных благословениях, которые в этой жизни получаем через дары иных языков, пророчества и слова знания. То же самое можно сказать и о других дарах, таких, как исцеление или чудотворения. Наши прославленные тела никогда не будут нуждаться в исцелении! Часто чрезмерная сосредоточенность на духовных дарах свидетельствует о том, что люди озабочены больше временным, чем вечным. Этим людям нужно прислушаться к предостережениям Павла: «…если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15:19).

Очень важно помнить, что действие духовных даров не является свидетельством благочестивого характера. Позвольте мне продемонстрировать это грубым примером. Предположим, что ленивому, лукавому, жадному человеку вдруг дарят один миллион долларов. Этот подарок не изменит его характер. Он так и останется ленивым, лукавым и жадным. Можно даже предположить, что он станет еще более жадным.

То же самое мы можем сказать и в отношении человека, который получил, скажем, дар пророчества, исцеления или чудотворения. Если до этого он был слабым и непостоянным, то он останется таким же слабым и непостоянным. Со своим новым даром он сможет оказывать большое влияние на людей, что налагает огромную ответственность использовать духовный дар праведно и богоугодно.

В харизматическом движении есть одна большая проблема. Это ‒ то, что люди судят о служителях больше по дарам, чем по характеру. Но жизненный опыт снова и снова учит нас тому, что великие духовные дары могут действовать через людей с порочным характером. Иногда такие люди используют духовные дары для прикрытия своих пороков. Во время пробуждения, известного под названием «Поздний Дождь», в одной скандинавской стране был служитель, который проповедовал в такой силе, что люди в его собрании ощущали, как будто Святой Дух изливается на них потоками дождя. Но сразу после служений он отправлялся совершать прелюбодеяния. Когда его стали обличать в этом, никто не мог поверить, что человек, служивший в такой силе, мог жить в таком грехе. В конце концов он сам во всем сознался.

Будучи молодым человеком, я глубоко уважал одного служителя, через которого совершались очень эффектные и зрелищные чудеса. В своих проповедях он постоянно утверждал, что христиане могут жить абсолютно безгрешной жизнью. В конце концов он развелся со своей женой, женился на своей секретарше и умер алкоголиком. Такие же трагедии переживали и другие успешные и известные во всем мире проповедники. Часто люди возражают на это, говоря: «Позвольте, если бы служитель жил в грехе, Бог перестал бы через него действовать». К сожалению, ответ – нет! Дары Святого Духа – это именно дары, а не кредиты, которые мы должны вовремя выплачивать:

«Ибо дары и призвание Божье непреложны» (Римл.11:29).

Если нам дан дар, мы можем либо использовать его во благо, либо использовать его для неправильных целей, либо не использовать вообще. Но Бог потребует у нас отчет за все, что мы сделали или не сделали. Мы должны хранить в нашем разуме предостережение Иисуса: «…по плодам их узнаете их» (Матф.7:20). Не по дарам! К этим словам Иисус добавил очень серьезное предупреждение, что служение в духовных дарах не является паспортом для неба:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:21-23).

Это подтверждает то, что человек, совершающий беззаконие, может использовать духовные дары. Что же такое беззаконие? Это ‒ порочная идея, что Божьи моральные и этические стандарты не относятся к тем, через кого действуют дары или совершаются чудеса. Когда на нашем пути попадаются такие служители, мы должны принять соответствующее, порой нелегкое решение. Во-первых, мы должны помнить предостережение, написанное Тимофею апостолом Павлом: «…не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим.5:22). Во-вторых, мы также должны помнить слова, сказанные Иисусом в адрес служителей, живущих во грехе: «В Царство Небесное войдет исполняющий волю Отца Моего Небесного». Каждый из нас должен задать себе вопрос: «Какова воля Божья в отношении моей жизни? Чего ожидает от меня мой Отец?» Лично мне Господь дал на это очень ясный, простой ответ: «Ибо воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес.4:3). Затем Святой Дух добавил предостережение: «Без святости никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Поэтому я намерен стремиться к святости!

В моем следующем письме речь пойдет об обратной стороне той же самой медали – плодах Святого Духа.

Март 1999 г.

%d такие блоггеры, как: